+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Какие вагоны, такие и грузы

В 2016 году с сети РЖД было выведено более 80 тыс. грузовых вагонов, при этом обновление парка шло крайне низкими темпами. С начала 2017-го процесс заметно оживился на фоне роста ставок на предоставление универсальных полувагонов – именно за счет этого вида подвижного состава, предназначенного
в первую очередь для перевозки угля на экспорт, пока и пополняется парк.
В сегменте специализированных вагонов, используемых для транспортировки более доходных грузов, ситуация складывается иначе.
В прошлом году обновление вагонного парка шло с трудом, но в 2017-м благодаря существенному увеличению операторских ставок получило новый импульс. Так, одна из крупнейших операторских компаний запланировала нарастить объем закупок подвижного состава в 5 раз по сравнению с прошлым годом и прибавить к собственному парку 20 тыс. ед. Другая компания, входящая в топ-5 операторов, в марте текущего года приступила к эксплуатации 1,3 тыс. новых полувагонов и сейчас готовится к приобретению следующей партии в 1,5 тыс. В феврале крупная государст­венная лизинговая компания и ведущий вагоностроительный завод страны подписали контракт о поставке 6,77 тыс. полувагонов нового поколения с повышенной грузо­подъемностью.  

Можно с уверенностью сказать, что большая часть закупок будет использоваться для транспортировки угольной продукции, по крайней мере до тех пор, пока ее экспорт сохранит рост на фоне благоприят­ной рыночной конъюнктуры. Между тем и представители перевозчика, и отраслевые эксперты не устают повторять, что за последние годы структура грузооборота на сети РЖД существенно изменилась в пользу низкодоходных номенклатур. Так, по итогам 2016 года доля угля в структуре перевозок почти достигла трети и около половины этой доли составила экспортная продукция, переваленная в российских портах. Операторы охотно покупают полувагоны, так как знают, что они не только будут востребованы, но и окупятся в приемлемые сроки благодаря подросшей ставке. Кстати, по оценкам экспертов, в январе 2017 года она достигла отметки в 1 тыс. руб./сут. и почти вдвое превысила уровень прошлогоднего января.

Динамика ставок на аренду специализированного подвижного состава, используемого для перевозок высокодоходных грузов, не столь впечатляюща. Здесь и обновление парка идет медленнее, и объявленные сделки выглядят скромнее. Например, с начала 2017-го на рынок было поставлено около 150 инновационных цистерн для перевозки аммиака, формалина и серной кислоты. Безусловно, специализированный подвижной состав порой в разы дороже универсального: например, стоимость цистерны для серной кислоты сравнима с ценой маневрового локомотива. Но скромный объем закупок связан не только с дороговизной вагонов, но и с менее динамичным ростом операторских ставок и, соответственно, не столь очевидными перс­пективами окупаемости.

Достаточно показательна ситуация в сегменте инновацион­ных крытых вагонов с повышенной грузоподъемностью. Пока операторы лишь оценивают их возможности и присматриваются к моделям, сертифицированным в конце 2016 года. Эксперты полагают, что некоторые из них в перспективе могут полностью заместить старый парк 120-кубовых вагонов, и прогнозируют ставку доходности новых вагонов на уровне 1,4 тыс. руб./сут. при перевозках грузов третьего тарифного класса (бумага, целлюлоза, цветные металлы и пр.). Они также указывают, что при дополнительных скидках и возможности реализации этого вида подвижного состава в рамках программ государственного субсидирования этот показатель может подрасти до 1,5 тыс. руб./сут. Операторы констатируют, что текущее состояние рынка перевозок позволяет им зарабатывать на крытом вагоне не более 1,3 тыс. руб./сут.

По их мнению, массовые закупки инновационных крытых вагонов вряд ли возможны, поскольку свободных средств у операторских компаний нет и собственные парки до сих пор не выкуплены из лизинга. «Себестоимость эксплуатации такого вагона обойдется оператору в сумму около 2 тыс. руб./сут., причем 1,5 тыс. из них пойдет на покрытие лизинговых платежей», – поясняют операторы. Не исключено, что на покупку крытых вагонов для перевозки собственных грузов решатся некоторые грузоотправители, но с учетом их стоимости (согласно прогнозам, это 2,5–2,8 млн руб.) это будут более чем скромные объемы. В целом же, как считают эксперты, вопрос стоит глобальнее, потому что товары народного потребления, которые ранее перевозились в крытых вагонах, сейчас продолжают уходить в контейнеры и на автотранспорт. Причины известны: менее выгодные тарифы, недостаточно конкурентоспособные сроки доставки и качество перевозки в целом. Вернуть ушедшие грузы на железную дорогу можно, но лишь при корректировке указанных параметров.

Оценивая перспективы обновления парка крытых вагонов, интересно проанализировать результаты деятельности одной из крупнейших операторских компаний в феврале 2017 года. Объем ее грузоперевозок в полувагонах за этот месяц был увеличен на 53% по сравнению с февралем 2016-го (за исключением черных металлов и лома, в них перевозились уголь, стройгрузы и руда), а вот перевозки в крытых вагонах (здесь в номенклатуре уже присутствуют ТНП) выросли всего на 3%. Ответы на вопросы, какие вагоны купит компания и какие товары возобладают в структуре ее перевозок, очевидны. Однако если цель перевозчика заключается в том, чтобы нарастить объемы транспортировки высокодоходных грузов, то ее реализация потребует закупок соответствующего парка операторами. В конце концов, какие вагоны будут приобретаться, такие грузы в них и поедут, поэтому условия закупок подвижного состава для дорогих грузов должны быть выгодны операторам, а условия его использования – грузоотправителям. Очевидно, что рассмотрение этой проблемы в комплексе заслуживает внимания со стороны транспортного сообщест­ва, включая перевозчика и регуляторов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions