+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Скромное обаяние конкуренции

В конце января 2017 года стало известно о том, что Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» разработал проект Целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок до 2030 года. В основу документа авторы заложили идею развития конкуренции, и этот факт, безусловно, интересен сам по себе. Однако если учитывать еще и затянувшуюся историю с обсуждением ЦМР в сфере грузовых перевозок, то невольно напрашивается мысль о том, что отрасль до сих пор лишена единого и четко выраженного подхода к использованию конкурентных механизмов.
Проект ЦМР в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок, по сути, является инициативой Совета потребителей, который обладает статусом общест­венной организации и, в отличие от федеральных органов исполнительной власти, не нуждается в официальных поручениях по созданию подобной разработки. Тем не менее обсуждение модели идет на правительственном уровне, при этом оценивается не только ее содержание, но и целесообразность принятия, которую еще предстоит доказать. В конце прошлого года вопрос рассматривался на совещании в Минэкономразвития. По его итогам в правительство был направлен доклад с перечнем аспектов, на которых будет фокусироваться модель. Предварительно они также прорабатывались с Минтрансом и ОАО «РЖД».

Что касается собственно концепции, подготовленной Советом потребителей, то можно с уверенностью сказать, что ее определяющей чертой является развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок, прежде всего на расстояниях до 1 тыс. км и региональных. В дальнем сообщении предлагается сохранить доминанту ФПК, которая продолжит выступать в роли гарантирующего перевозчика, в первую очередь на безальтернативных маршрутах. Однако ее долю на рынке пассажирских перевозок к 2030 году предполагается снизить до 70%, при этом не исключается и возможность частичной приватизации ФПК. Пригородные пассажирские компании могут быть допущены к межрегиональным перевозкам после снятия ограничения на расстояния свыше 200 км. Доля независимых перевозчиков, чей доступ к конкурсу за маршруты упростится, к 2030 году вырастет до 15% – за счет развития конкуренции на наиболее напряженных направлениях.

Представители Совета потребителей утверждают, что для развития рынка пассажирских железно­дорожных перевозок необходимы рыночные механизмы. Согласно проекту, их можно реализовать с помощью постепенной либерализации рынка подвижного состава, включая тягу, которая, как и вагоны, сможет переходить в руки независимых перевозчиков. Предварительно ФАС должна согласовать с РЖД методику формирования ставок на аренду подвижного состава. Кроме того, понадобится механизм частичной передачи локомотивов естественной монополии в долгосрочную аренду с последующим выкупом.

Отраслевые аналитики довольно сдержанно комментируют предложенный проект, который к тому же пока официально не опубликован. Тем не менее отмечается, что разработка предусматривает сбалансированный комплекс мер, но в случае их реализации перевозчику придется трансформировать бизнес на фоне сокращения бюджетных расходов и сохранения социальной поддержки части пассажиров. Другие эксперты указывают, что пока обсуждение реформирования пассажирских перевозок замыкается в узком кругу, где преобладает позиция перевозчика. «В пассажирском секторе, как мне кажется, есть согласованная позиция РЖД и ведомств, выталкивающая из обсуждения других участников рынка, – отмечает один из аналитиков. – Это неудивительно: у нас же нет мощного лобби «пассажироотправителей», не позволяющего пренеб­речь своей позицией, равно как нет и убедительного аналога операторов». По словам эксперта, степень внутренней готовности РЖД (если не к самим реформам, то хотя бы к их обсуждению) в грузовом и пассажирском секторах совершенно разная. Так, ЦМР в сфере грузовых перевозок пережила множество итераций, но, тем не менее, крупные противоречия, возникшие между регулятором и РЖД, обсуждались публично. Некоторые аналитики обращают внимание на отсутствие взаимосвязи между подходами к долгосрочному планированию в пассажирском и грузовом секторах железнодорожного транспорта. «Такое ощущение, что они существуют автономно и никакой необходимости в их координации нет», – комментируют эксперты. Между тем речь идет о взаимосвязанных, хотя бы в части использования единой инфраструктуры, сегментах отрасли.

И все же камнем преткновения в реформировании железнодорожного транспорта остается воп­рос конкуренции. Пока она выглядит не слишком популярной моделью, чье скромное обаяние положительно оценивается лишь ограниченной частью экспертов и игроков рынка. Однако и тотальный отказ от ее дальнейшего развития воспринимается как минимум неоднозначно. Например, предложение перевозчика продолжать трансформацию рынка грузовых перевозок путем сохранения статус-кво, по крайней мере в рамках первого этапа ЦМР, не может не вызывать замешательства. Подобная реакция обусловлена лишь здравым смыслом, поскольку затруднительно проводить реформы, ничего не меняя. Для того чтобы их действительно реализовать, следует определиться: а нужна ли вообще конкуренция на железнодорожном транспорте? Если нет, то и менять ничего не надо. Если конкуренция все-таки необходима, то неплохо бы решить, в какое время и в какой степени целесообразно использовать присущие ей механизмы.

Увы, ответов на эти вопросы пока нет, и уже ясно, что дать их должно государство, приняв соответствующие решения на правительственном уровне. Иной вариант развития событий вряд ли возможен, поскольку тактические шаги без ясной стратегии не способны принести ощутимую пользу.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions