Должны ли меняться железнодорожные тарифы на перевозку грузов различных тарифных классов в сторону дифференциации или, напротив, унификации? Данный вопрос вновь стал обсуждаться транспортным сообществом в ходе подготовки концепции нового Прейскуранта № 10-01. Одни авторы предлагают унифицировать тариф так, чтобы он зависел не от рода перевозимого груза, а только от его массы и расстояния перевозки. Другие считают, что дифференциация тарифов должна быть глубже нынешней. Третьи выступают за сохранение существующей степени дифференциации при условии отказа от перекрестного субсидирования.
Основной вопрос дискуссии по поводу дифференциации тарифов можно сформулировать так: должна ли быть усилена или, напротив, сглажена ценовая дискриминация, лежащая в основе тарифной системы? Если говорить упрощенно, то под термином «ценовая дискриминация» в экономике понимают установление разных цен (тарифов) на одинаковые товары или услуги. Практический пример подобной дискриминации выглядит так: себестоимость перевозки двух различных грузов одинакова, но тарифы взимаются разные. В этой связи есть смысл рассмотреть два воп-роса: во-первых, выяснить, насколько велик разброс между тарифными ставками на перевозки разных грузов в различных странах (и насколько в принципе распространена такая практика), и, во-вторых, хорошо ли для экономики в целом наличие такого явления, как ценовая дискриминация.
На рис. 1 приведены данные об инфра¬структурной составляющей тарифа согласно действующему Прейскуранту № 10-01 по состоянию на 2016 год (без учета индивидуальных скидок, предоставляемых, например, в рамках ценовых коридоров). Разброс, как видим, немного превышает пятикратный. При этом в рамках одного тарифного класса он тоже может быть существенным – вплоть до того, что груз, формально относящийся к одному классу, фактически может тарифицироваться на уровне другого. Например, глинозем относится к первому тарифному классу, но по уровню тарифа соответствует второму. Кроме того, многие грузы из группы «Нефть и нефтепродукты», такие как бензин и дизельное топливо, относятся ко второму классу, но по величине тарифа соответствуют третьему (хотя в этой группе есть и грузы, принадлежащие как к первому, так и к третьему тарифным классам).
(полный текст статьи доступен только по подписке на электронную версию журнала «РЖД-Партнер»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.