Будущее – за колесами нового поколения: из стали марки Т и с нагрузкой 23,5 тс
ОМК – один из ведущих производителей железнодорожных колес в России и странах СНГ. Производственной площадкой «ОМК Железнодорожные колеса» является завод ОМК в Выксе Нижегородской области, где действует крупнейшая в Европе линия по выпуску цельнокатаных железнодорожных колес мощностью более 950 тыс. ед. продукции в год. Более того, на начало 2021 года на рынке эксплуатировалось около 60 тыс. колес нового поколения, выпускаемых ОМК. Анализ стоимости жизненного цикла показал, что их использование позволяет на треть снизить ремонтно-эксплуатационные затраты на содержание вагона по сравнению с обычными.
На сегодняшний день «ОМК Железнодорожные колеса» предлагает клиентам цельнокатаные железнодорожные колеса диаметром от 790 до 1000 мм для грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, электропоездов метрополитена. Также в производственном центре «ОМК Железнодорожные колеса» действует единственная в стране линия по производству высокотехнологичных цельнокатаных колес для скоростных поездов.
ОМК непрерывно расширяет продуктовую линейку и улучшает потребительские свойства производимой продукции. Одна из разработок последних лет – колеса низконапряженной конструкции из стали марки Т для вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс. Колеса разработаны Выксунским заводом ОМК в рамках совместной программы с ОАО «РЖД» по повышению качества и разработке новых видов продукции. В 2017 году Российские железные дороги назвали эти колеса лучшими компонентами для подвижного состава и инфраструктуры.
Колеса нового поколения обладают рядом преимуществ:
• повышенная жесткость в осевом направлении обеспечивает требуемое расстояние между ободьями колес в колесной паре при прохождении кривых участков рельсового пути, повышает устойчивость к поперечным колебаниям и минимизирует их воздействие на вагон и износ гребня;
• малая жесткость в радиальном направлении позволяет повысить демпфирующие свойства колес при действии ударных динамических нагрузок, а также снизить динамические нагрузки на подвижной состав и верхнее строение пути;
• увеличенный запас сопротивления усталости диска до 70% снижает вероятность образования усталостных трещин и изломов колес, сокращает уровень термических напряжений при торможениях до 50%, тем самым повышая безопасность движения;
• минимальный предел выносливости диска колес низконапряженной конструкции на 65% превышает аналогичный показатель для колес с плоскоконическим диском.
Применение колес нового поколения (в сравнении с колесами из стали марки 2 с прямолинейным диском) позволяет существенно снизить количество отцепок вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс по тонкому гребню. Повышенная стойкость новых колес к износу гребня обеспечивается за счет сочетания свойств низконапряженной конструкции диска и колесной стали марки Т.
Подконтрольная эксплуатация инновационных колес под вагонами АО «СУЭК» на тележках модели 18-100, проводившаяся в 2015–2017 гг., показала, что 82% вагонов отработали до очередного планового ремонта без отцепок, при этом средняя толщина гребней колес вагонов, поступивших в деповской ремонт, составила порядка 26 мм. 13% вагонов подконтрольной группы были отцеплены в текущий ремонт из-за образования на поверхности катания колес выщербин по светлым пятнам и ползунам, 5% вагонов – по достижении предельной толщины гребня. При этом средний пробег вагонов, отцепленных в ТОР по тонкому гребню, cоставил порядка 135 тыс. км.
Анализ стоимости жизненного цикла показал, что использование колес из стали марки Т низконапряженной конструкции по чертежу 208 позволяет на 25–30% снизить ремонтно-эксплуатационные затраты на содержание вагона в сравнении с колесами из стали марки 2, производимыми по ГОСТ 10791-2011.
К началу 2021 года на сеть железных дорог поставлено и находится в эксплуатации более 60 тыс. колес низконапряженной конструкции из стали марки Т. Основной объем продукции был поставлен на рынок в 2018–2020 гг. после подтверждения экспертами заявленной эффективности, основанной на полученных результатах подконтрольной эксплуатации опытной партии колес низконапряженной конструкции в 2015–2017 гг.
В системе менеджмента бизнеса ОМК внедрены процессы управления безотказностью, эксплуатационной готовностью, ремонтопригодностью (RAM) и стоимостью жизненного цикла (LCC), которые позволяют оптимизировать потребительские свойства колес для конкретных условий эксплуатации подвижного состава с высокой степенью ответственности за их качество.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала