+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Вагоноремонт ждет новых специалистов

Парк грузовых вагонов на сети составляет сегодня около 1,2 млн ед. И рано или поздно каждый из них отправляется в ремонт. В новых экономических условиях отрасли как никогда важны квалифицированные кадры на железнодорожной инфраструктуре и, в частности, в ремонте. Какими компетенциями должны обладать выпускники транспортных вузов? С какими сложностями придется столкнуться молодым специалистам и какие меры помогут повысить престиж и привлекательность работы в сфере вагоноремонта? Все эти вопросы обсуждали в рамках конференции «Новый человеческий капитал железнодорожной отрасли: ожидания и реальность в моделях карьерного успеха», которую организовала Группа НВРК.

Начинать с основ

Дефицит кадров в вагоноремонтном производстве – далеко не новая проблема, имеющая ряд причин и противоречий. Одно из них – это зачастую складывающееся несоответствие ожиданий молодых выпускников техникумов, колледжей и вузов условиям их работы, с одной стороны, и ожиданий стейкхолдеров при первичном трудоустройстве молодого специалиста, с другой.

22.jpg
Практическое испытание – один из этапов конкурса  «Лучший по профессии НВРК»

Представители железной дороги, самих учебных заведений и вагоно­ремонтных компаний отмечают: прос­то получить диплом сегодня недостаточно. Необходимо уже с ранних курсов окунаться в практику, а после окончания учебного заведения быть готовым к непростой работе «в полях».

Член совета директоров, генеральный директор Группы НВРК Вадим Михальчук отмечает: будущее РЖД и транспортной отрасли в целом зависит сегодня от активных молодых специалистов. «Мы надеемся, что вы станете достойной опорой и сменой нам и будете двигать отрасль к потрясающим результатам. Но нужно понимать, что высшая школа все-таки дает относительно поверхностные технические знания. Я считаю, что это самая главная проблема высшего образования в транспортной отрасли, так как молодой специалист, придя на производство, не будет сразу досконально и четко знать всю технологию. Не надо бояться черновой работы. Надо шаг за шагом знания, что вы получили, трансформировать в практику и идти вперед», – обратился он к выпускникам вузов.

О проблеме разрыва между производством и вузом, имеющим дефицитные специальности, говорит и заместитель генерального директора АО «РЖДстрой» Дмитрий Меркулов. «Задача вуза – дать определенный набор знаний. Но я считаю, что студентам важно транслировать позицию о том, что обучение – это базовая площадка, базовый набор знаний и базовое развитие компетенций (работа с информацией, коммуникация, умение договариваться). Важно научить учиться и дать понимание, что молодой специалист приходит на работу в традиционную иерархическую структуру отрасли, где есть заданные правила и параметры. И чтобы подняться вверх, необходимо начинать с низов и азов профессии», – говорит он.

При этом он также отмечает существующее отставание корпоративной культуры компании от поколенческих требований и запросов. Сегодня, например, это касается ИT-технологий.

Еще один из главных советов, который можно дать студенту, говорит Д. Меркулов, – это работа во время обучения для получения сразу совокупности и теоретических, и практических знаний. «Приведу собственный пример: учась в вузе, я начиная с II курса работал на железной дороге. Путь от рабочей специальности позволил мне потом выходить на более высокие должностные позиции с четким пониманием, что происходит внизу на местах. Если вы какое-то время не поработаете внутри и не поживете жизнью людей, которыми хотите в будущем руководить, этим вы себя сами очень затормозите», – делится он.

Участники конференции сходятся во мнении, что чем большая интенсивность работы будет на участке, тем больших результатов достигнет молодой специалист. И главная задача работодателя здесь – раскрыть потенциал, заложенный в новом молодом кадре.

С такой позицией солидарен и директор управления обучения и развития персонала Группы НВРК Константин Капитонов. «Выпускник транспортного вуза – это не просто вагонник, локомотивщик или энергетик по специальности. Это в первую очередь квалифицированный транспортник, который разбирается в отрасли», – отмечает он.

Омский государственный университет путей сообщения – один из вузов, имеющих многолетний опыт взаимодействия с вагоноремонтными предприятиями, и Группой НВРК в частности. Проректор по цифровой трансформации и связи с производством, к. т. н., доцент Олег Балагин рассказывает о масштабной работе, которую ведет вуз. Это профориентация школьников, прием и практическая подготовка студентов, стажировка преподавателей, трудо­устройство и постдоговорные исследовательские работы.

«Я по образованию локомотивщик, прошел переподготовку и сейчас занимаюсь ИT-сферой. Но я всегда агитирую студентов работать на железную дорогу и на предприятия. И в науке, и на производстве нужно быть готовым к преодолению трудностей, но одновременно и себя развивать. Получайте дополнительные компетенции и дополнительное образование, тогда вы сможете добиться успехов на любом предприятии и в любой сфере», – подчеркнул О. Балагин.

Мотивация на успех

Группа НВРК стремится быть привлекательным работодателем, постоянно улучшает систему управления персоналом и внедряет лучшие международные практики в этой области, совершенствуя условия труда, развивая систему мотивации персонала и обеспечивая возможности для профессионального развития работников.

11.jpg
Практическое задание в номинации «Лучший по профессии – дефектоскопист»

Компания активно сотрудничает с профильными вузами, реализует программы стажировки для молодежи и привлекает для работы кандидатов с высоким уровнем развития профессиональных компетенций, учитывая их опыт работы, личностные качества и наличие положительной мотивации к труду.

В 2021 году Группа НВРК запустила стипендиальную программу «Лидер вагоноремонтной отрасли». Ее цели – привлечение в компанию талантливой молодежи, повышение качества отбора, трудовой адаптации и вовлеченности молодых специалистов, обеспечение условий социальной поддержки одаренных студентов по наиболее востребованным в Группе НВРК профессиям, специаль­ностям и направлениям подготовки. Участниками пилотного запуска программы стали государственные университеты путей сообщения – Дальневосточный, Иркутский, Омский, Сибирский, Самарский и Петербургский.

Целевая аудитория конкурса – студенты вузов IV–V курсов по специальности «Подвижной состав железных дорог» (бакалавриат, специа­литет) специализаций «Вагоны», «Грузовые вагоны», «Технология производства и ремонта подвижного состава». А также студенты колледжей и техникумов III–IV курсов по специальности «Технологическая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Вагоны».

Ежемесячный размер стипендии – 10 тыс. руб.

Как рассказывает К. Капитонов, критерием отбора стипендиатов выступает академический потенциал: успеваемость по итогам двух преды­дущих экзаменационных сессий (оценки «хорошо» и «отлично»), наличие научных и исследовательских достижений (авторы изобретений, научных статей, докладчики научных конференций). Также учитывается интеллектуальный и творческий потенциал: аналитичес­кие способности, адаптивность, неординарность мышления (наличие разработок рационализаторских предложений в течение 2 лет, предшествовавших назначению стипендии), наград за проведение научно-исследовательской работы (патент/свидетельство/грант на выполнение научно-исследовательской работы), наличие диплома победителя олимпиады/конкурса/соревнования/научно-технической конференции.

Кроме того, очень важен лидерский потенциал, социальная и личная ответственность стипендиата: организаторские способности, мотивация к развитию, социальная активность (активное участие в общественной жизни учебного заведения, участие в научных конференциях), готовность к прохождению практики и дальнейшему трудоустройству с обязательным периодом работы не менее 3–5 лет в структуре инициатора стипендиальной программы).

Весной этого года определилось шесть стипендиатов программы, таким образом, она подтвердила свою важность и привлекла лучших студентов.

Добавим, что на конференции также была сформирована карта парадоксальных ожиданий стейкхолдеров при первичном трудоустройстве молодого специалиста; были подписаны соглашения о партнерстве в сфере содействия трудоустройству молодежи между Группой НВРК и Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I и соглашение между Группой НВРК и ООО «Актион 360». «Я уверен, что это соглашение позволит не только сис­тематизировать нашу работу, но и придать новый импульс и открыть новые горизонты в развитии наших организаций для достижения общих высоких показателей», – отметил О. Балагин.

Лучшие из лучших

Для демонстрации профессионального мастерства, обмена ценным опытом между работниками, повышения в обществе престижа рабочих профессий, привлекательнос­ти их для молодых и инициативных сотрудников Группа НВРК проводит всероссийский конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии НВРК».

559A2475.jpg
Лучшие дефектоскописты дивизионов с генеральным директором Группы НВРК В. С. Михальчуком

В этом году итоги конкурса провели на площадках вагоноремонтного завода Волховстрой и ВРД Санкт-Петербург. Соревнование проводится уже второй год подряд в трех направлениях – «Лучший по профессии», «Лучшее рационализаторское предложение» и «Лучшее предприятие».

В финальных соревнованиях принимали участие опытные профессионалы своего дела, лучшие мастера компании – слесари, сварщики, приемщики вагонов, дефектоскописты, инженеры и механики из 37 вагоно­ремонтных депо Группы НВРК от Мурманска до Комсомольска-на-Амуре.

По итогам соревнований лучшим приемщиком вагонов стал А. А. Морозов из депо Ершов/Юг, лучшим слесарем по ремонту подвижного состава участка по ремонту тележки – И. Н. Колесников из ВРД Уфа/Волга, лучшим слесарем по ремонту подвижного состава колесно-роликового участка – А. А. Маничев из депо Зелецино/Волга, лучшим слесарем по ремонту подвижного состава участка по ремонту автотормозного оборудования – А. Ю. Магель из ВРЗ Волховстрой/Север.

В номинации «Лучший по профессии слесарь по ремонту подвижного состава участка по ремонту автосцеп­ного устройства» победил С. Л. Кириллов из ВРЗ Волховстрой/Север, в номинации «Лучший по профессии сварщик» – Александр Ким из депо Комсомольск-на-Амуре/Восток и «Лучший по профессии дефектоскопист» – Юлия Беккер из депо Кавказская/Юг.

Главной задачей второго конкурса «Лучшее рационализаторское предложение» было определить лучшие рационализаторские предложения, внедрение и распространение опыта которых позволит выполнять поставленные задачи с наименьшими затратами труда, более качественно и оперативно.

«Группа НВРК всегда была инженерной компанией, которая постоянно развивалась и улучшалась. За эти 2 года мы смогли внедрить довольно много интересных инженерных решений, которые повысили эффективность работы наших предприятий. Однако есть большие проекты, такие как, например, запуск новых ВКМ, промывочно-пропарочных станций, прокладка железнодорожных путей, а есть проекты малые – это именно те самые рационализаторские предложения, которые приходят из депо. И «Лучшее рационализаторское предложение» – не просто конкурс. Фундаментальный успех нашей компании складывается из многих оптимальных правильных решений на отдельно взятых предприятиях, которые предлагают именно наши работники. Это позволяет компании быть конкурентоспособной на рынке», – отметил член совета директоров, первый заместитель генерального директора Группы НВРК Максим Кленов.

В итоге жюри признало победу в номинации «Лучшее малое рационализаторское предложение» Александра Плотникова (ВРЗ Пермь) и в номинации «Лучшее рационализаторское предложение» Владимира Коваля (ВРД Арчеда).

Главный приз и кубок «Лучшее предприятие Группы НВРК» получил Орский вагоноремонтный завод. Лучшим руководителем предприятия в Группе НВРК был признан директор Орского ВРЗ Марков Сергей Васильевич.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions