Начинать с основ
Дефицит кадров в вагоноремонтном производстве – далеко не новая проблема, имеющая ряд причин и противоречий. Одно из них – это зачастую складывающееся несоответствие ожиданий молодых выпускников техникумов, колледжей и вузов условиям их работы, с одной стороны, и ожиданий стейкхолдеров при первичном трудоустройстве молодого специалиста, с другой.
Практическое испытание – один из этапов конкурса «Лучший по профессии НВРК»
Представители железной дороги, самих учебных заведений и вагоноремонтных компаний отмечают: просто получить диплом сегодня недостаточно. Необходимо уже с ранних курсов окунаться в практику, а после окончания учебного заведения быть готовым к непростой работе «в полях».
Член совета директоров, генеральный директор Группы НВРК Вадим Михальчук отмечает: будущее РЖД и транспортной отрасли в целом зависит сегодня от активных молодых специалистов. «Мы надеемся, что вы станете достойной опорой и сменой нам и будете двигать отрасль к потрясающим результатам. Но нужно понимать, что высшая школа все-таки дает относительно поверхностные технические знания. Я считаю, что это самая главная проблема высшего образования в транспортной отрасли, так как молодой специалист, придя на производство, не будет сразу досконально и четко знать всю технологию. Не надо бояться черновой работы. Надо шаг за шагом знания, что вы получили, трансформировать в практику и идти вперед», – обратился он к выпускникам вузов.
О проблеме разрыва между производством и вузом, имеющим дефицитные специальности, говорит и заместитель генерального директора АО «РЖДстрой» Дмитрий Меркулов. «Задача вуза – дать определенный набор знаний. Но я считаю, что студентам важно транслировать позицию о том, что обучение – это базовая площадка, базовый набор знаний и базовое развитие компетенций (работа с информацией, коммуникация, умение договариваться). Важно научить учиться и дать понимание, что молодой специалист приходит на работу в традиционную иерархическую структуру отрасли, где есть заданные правила и параметры. И чтобы подняться вверх, необходимо начинать с низов и азов профессии», – говорит он.
При этом он также отмечает существующее отставание корпоративной культуры компании от поколенческих требований и запросов. Сегодня, например, это касается ИT-технологий.
Еще один из главных советов, который можно дать студенту, говорит Д. Меркулов, – это работа во время обучения для получения сразу совокупности и теоретических, и практических знаний. «Приведу собственный пример: учась в вузе, я начиная с II курса работал на железной дороге. Путь от рабочей специальности позволил мне потом выходить на более высокие должностные позиции с четким пониманием, что происходит внизу на местах. Если вы какое-то время не поработаете внутри и не поживете жизнью людей, которыми хотите в будущем руководить, этим вы себя сами очень затормозите», – делится он.
Участники конференции сходятся во мнении, что чем большая интенсивность работы будет на участке, тем больших результатов достигнет молодой специалист. И главная задача работодателя здесь – раскрыть потенциал, заложенный в новом молодом кадре.
С такой позицией солидарен и директор управления обучения и развития персонала Группы НВРК Константин Капитонов. «Выпускник транспортного вуза – это не просто вагонник, локомотивщик или энергетик по специальности. Это в первую очередь квалифицированный транспортник, который разбирается в отрасли», – отмечает он.
Омский государственный университет путей сообщения – один из вузов, имеющих многолетний опыт взаимодействия с вагоноремонтными предприятиями, и Группой НВРК в частности. Проректор по цифровой трансформации и связи с производством, к. т. н., доцент Олег Балагин рассказывает о масштабной работе, которую ведет вуз. Это профориентация школьников, прием и практическая подготовка студентов, стажировка преподавателей, трудоустройство и постдоговорные исследовательские работы.
«Я по образованию локомотивщик, прошел переподготовку и сейчас занимаюсь ИT-сферой. Но я всегда агитирую студентов работать на железную дорогу и на предприятия. И в науке, и на производстве нужно быть готовым к преодолению трудностей, но одновременно и себя развивать. Получайте дополнительные компетенции и дополнительное образование, тогда вы сможете добиться успехов на любом предприятии и в любой сфере», – подчеркнул О. Балагин.
Мотивация на успех
Группа НВРК стремится быть привлекательным работодателем, постоянно улучшает систему управления персоналом и внедряет лучшие международные практики в этой области, совершенствуя условия труда, развивая систему мотивации персонала и обеспечивая возможности для профессионального развития работников.
Практическое задание в номинации «Лучший по профессии – дефектоскопист»
Компания активно сотрудничает с профильными вузами, реализует программы стажировки для молодежи и привлекает для работы кандидатов с высоким уровнем развития профессиональных компетенций, учитывая их опыт работы, личностные качества и наличие положительной мотивации к труду.
В 2021 году Группа НВРК запустила стипендиальную программу «Лидер вагоноремонтной отрасли». Ее цели – привлечение в компанию талантливой молодежи, повышение качества отбора, трудовой адаптации и вовлеченности молодых специалистов, обеспечение условий социальной поддержки одаренных студентов по наиболее востребованным в Группе НВРК профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Участниками пилотного запуска программы стали государственные университеты путей сообщения – Дальневосточный, Иркутский, Омский, Сибирский, Самарский и Петербургский.
Целевая аудитория конкурса – студенты вузов IV–V курсов по специальности «Подвижной состав железных дорог» (бакалавриат, специалитет) специализаций «Вагоны», «Грузовые вагоны», «Технология производства и ремонта подвижного состава». А также студенты колледжей и техникумов III–IV курсов по специальности «Технологическая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Вагоны».
Ежемесячный размер стипендии – 10 тыс. руб.
Как рассказывает К. Капитонов, критерием отбора стипендиатов выступает академический потенциал: успеваемость по итогам двух предыдущих экзаменационных сессий (оценки «хорошо» и «отлично»), наличие научных и исследовательских достижений (авторы изобретений, научных статей, докладчики научных конференций). Также учитывается интеллектуальный и творческий потенциал: аналитические способности, адаптивность, неординарность мышления (наличие разработок рационализаторских предложений в течение 2 лет, предшествовавших назначению стипендии), наград за проведение научно-исследовательской работы (патент/свидетельство/грант на выполнение научно-исследовательской работы), наличие диплома победителя олимпиады/конкурса/соревнования/научно-технической конференции.
Кроме того, очень важен лидерский потенциал, социальная и личная ответственность стипендиата: организаторские способности, мотивация к развитию, социальная активность (активное участие в общественной жизни учебного заведения, участие в научных конференциях), готовность к прохождению практики и дальнейшему трудоустройству с обязательным периодом работы не менее 3–5 лет в структуре инициатора стипендиальной программы).
Весной этого года определилось шесть стипендиатов программы, таким образом, она подтвердила свою важность и привлекла лучших студентов.
Добавим, что на конференции также была сформирована карта парадоксальных ожиданий стейкхолдеров при первичном трудоустройстве молодого специалиста; были подписаны соглашения о партнерстве в сфере содействия трудоустройству молодежи между Группой НВРК и Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I и соглашение между Группой НВРК и ООО «Актион 360». «Я уверен, что это соглашение позволит не только систематизировать нашу работу, но и придать новый импульс и открыть новые горизонты в развитии наших организаций для достижения общих высоких показателей», – отметил О. Балагин.
Лучшие из лучших
Для демонстрации профессионального мастерства, обмена ценным опытом между работниками, повышения в обществе престижа рабочих профессий, привлекательности их для молодых и инициативных сотрудников Группа НВРК проводит всероссийский конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии НВРК».
Лучшие дефектоскописты дивизионов с генеральным директором Группы НВРК В. С. Михальчуком
В этом году итоги конкурса провели на площадках вагоноремонтного завода Волховстрой и ВРД Санкт-Петербург. Соревнование проводится уже второй год подряд в трех направлениях – «Лучший по профессии», «Лучшее рационализаторское предложение» и «Лучшее предприятие».
В финальных соревнованиях принимали участие опытные профессионалы своего дела, лучшие мастера компании – слесари, сварщики, приемщики вагонов, дефектоскописты, инженеры и механики из 37 вагоноремонтных депо Группы НВРК от Мурманска до Комсомольска-на-Амуре.
По итогам соревнований лучшим приемщиком вагонов стал А. А. Морозов из депо Ершов/Юг, лучшим слесарем по ремонту подвижного состава участка по ремонту тележки – И. Н. Колесников из ВРД Уфа/Волга, лучшим слесарем по ремонту подвижного состава колесно-роликового участка – А. А. Маничев из депо Зелецино/Волга, лучшим слесарем по ремонту подвижного состава участка по ремонту автотормозного оборудования – А. Ю. Магель из ВРЗ Волховстрой/Север.
В номинации «Лучший по профессии слесарь по ремонту подвижного состава участка по ремонту автосцепного устройства» победил С. Л. Кириллов из ВРЗ Волховстрой/Север, в номинации «Лучший по профессии сварщик» – Александр Ким из депо Комсомольск-на-Амуре/Восток и «Лучший по профессии дефектоскопист» – Юлия Беккер из депо Кавказская/Юг.
Главной задачей второго конкурса «Лучшее рационализаторское предложение» было определить лучшие рационализаторские предложения, внедрение и распространение опыта которых позволит выполнять поставленные задачи с наименьшими затратами труда, более качественно и оперативно.
«Группа НВРК всегда была инженерной компанией, которая постоянно развивалась и улучшалась. За эти 2 года мы смогли внедрить довольно много интересных инженерных решений, которые повысили эффективность работы наших предприятий. Однако есть большие проекты, такие как, например, запуск новых ВКМ, промывочно-пропарочных станций, прокладка железнодорожных путей, а есть проекты малые – это именно те самые рационализаторские предложения, которые приходят из депо. И «Лучшее рационализаторское предложение» – не просто конкурс. Фундаментальный успех нашей компании складывается из многих оптимальных правильных решений на отдельно взятых предприятиях, которые предлагают именно наши работники. Это позволяет компании быть конкурентоспособной на рынке», – отметил член совета директоров, первый заместитель генерального директора Группы НВРК Максим Кленов.
В итоге жюри признало победу в номинации «Лучшее малое рационализаторское предложение» Александра Плотникова (ВРЗ Пермь) и в номинации «Лучшее рационализаторское предложение» Владимира Коваля (ВРД Арчеда).
Главный приз и кубок «Лучшее предприятие Группы НВРК» получил Орский вагоноремонтный завод. Лучшим руководителем предприятия в Группе НВРК был признан директор Орского ВРЗ Марков Сергей Васильевич.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.