Лес и ныне там
Спад производства, падение цен на лесопродукцию, проблемы с логистикой – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулись предприятия ЛПК в текущем году. Вопрос господдержки лесопромышленной отрасли сегодня актуален как никогда, особенно в части перевозок железнодорожным транспортом на лимитирующих направлениях инфраструктуры.
Участники отрасли с сожалением констатируют, что до сих пор не реализованы в полном объеме поручения главы государства, данные в рамках совещания по ситуации в ЛПК от 10 февраля 2023 года. Несмотря на принимаемые федеральным правительством меры для поддержки лесопромышленного комплекса, этого недостаточно, учитывая сложное экономическое положение отрасли.
Серьезная проблема связана с обеспечением вывоза лесопродукции. В марте были внесены изменения во Временные правила определения очередности перевозок, согласно которым лесные грузы вправе получить приоритет при транспортировке на внешние рынки. Приоритетных грузоотправителей определяет Минпромторг РФ.
В действительности же спад лесных перевозок продолжается. Погрузка древесины и лесоматериалов на сети РЖД за 5 месяцев сократилась к прошлому году на 22% до 11,7 млн т. Это наибольшее падение среди массовых номенклатур товарной продукции, предъявляемой к перевозке железнодорожным транспортом. Для сравнения, погрузка каменного угля, вошедшего в число приоритетных грузов, за этот период составила 151,1 млн т, на 1,2% больше, чем годом ранее.
Проблемы с отправкой грузов возникают как у лесопромышленных предприятий Северо-Запада, так и Сибири, уточнил вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов. «Наш холдинг сталкивается с аналогичной ситуацией и на своих сибирских активах – в Иркутской области и Красноярском крае. Одна из ключевых задач, требующих неотложного решения, – железнодорожная логистика», – говорит Н. Иванов.
Главный экспортер лесопродукции из Хакасии ООО «ТК Восточный» в мае в направлении погранперехода Забайкальск – Маньчжурия не отправило ни одного вагона. Как рассказали в компании, республиканские власти направляли в Минпромторг перечень региональных отправителей экспортных лесопромышленных грузов, но поскольку данный документ был получен ведомством только 2 мая, в согласования основного плана заявок на перевозку лесной продукции по Восточному полигону предприятие не попало. Для оперативного решения вопроса руководство «ТК Восточный» адресовало соответствующее обращение заместителю генерального директора ОАО «РЖД» – начальнику ЦФТО Алексею Шило с предоставлением копии реестра грузоотправителей-экспортеров, зарегистрированных в Хакасии. Однако, несмотря на наличие оснований для согласования в прошлом месяце дополнительного объема заявок ГУ-12, все поданные заявки ЦФТО отклонил в полном объеме, сообщила юрист ООО «ТК Восточный» Татьяна Гитер.
«Дополнительные объемы по Красноярской железной дороге в мае согласовывались, но «ТК Восточный» в данный перечень грузоотправителей не попал. В итоге возникла картина, когда допуск к инфраструктуре получили компании, которые не располагали достаточной грузовой базой. Мы же готовы были грузить, но из-за отсутствия согласованных заявок ГУ-12 оказались лишены возможности отгрузки готовой продукции на экспорт», – пояснила она.
Не лучшим образом ситуация складывалась в июне, проинформировали в «ТК Восточный». Из заявленного отправителем основного объема заявок на этот месяц было согласовано всего 3%, при этом на согласование компания подавала объем заявок, фактически необходимый к отправке, без его завышения. «Мы были вынуждены обратиться для разрешения сложившейся ситуации в Корпорацию МСП, которая фактически выступила посредником в общении с ЦФТО. В Центре заверили о включении «ТК Восточный» в перечень грузоотправителей, имеющих право на отгрузку лесных грузов в порядке 5 очереди. Однако при согласовании заявок на перевозку пиломатериала со ст. Курагино и Минусинск на ст. Забайкальск из заявленного объема на июнь согласовано всего 6 вагонов, и только с одной ст. Курагино. Остальной объем заявок был отклонен», – сообщила Татьяна Гитер.
На 12 июня на складах компании скопилось продукции, запланированной к отправке на экспорт, в объеме более чем 10 тыс. куб. м. При этом с начала пожароопасного сезона повышаются риски сохранности лесных грузов. С июня в Хакасии стоит аномально жаркая и засушливая погода. Весь груз – пиломатериал – имеет минимальный процент влажности и хранится на открытых площадях, так как все склады забиты продукцией по причине отсутствия технической возможности ее отгрузки, подчеркивают в ООО «ТК Восточный».
Также на железнодорожных путях стоят груженые вагоны, оформить которые нет возможности из-за отсутствия согласованных ГУ-12.
На Красноярской магистрали на момент сдачи номера в печать не смогли прокомментировать данную ситуацию. В ЦФТО сообщили грузоотправителю, что планирование перевозок в КНР осуществляется в пределах существующей пропускной способности.
Автор: Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала