+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Человек-энергетик

Человек-энергетик
6 февраля исполняется 83 года со дня рождения Анатолия Александровича Зайцева – доктора экономических наук, профессора ПГУПС, почетного железнодорожника, министра путей сообщения РФ с 1996 по 1997 год, уникального специалиста в области железнодорожного транспорта. В прошлом году Анатолия Александровича не стало. Он много лет плодотворно сотрудничал с компанией «СТРАЖ». О том, каким он был человеком, вспоминают сотрудники компании.

Судьбоносные моменты

Сам Анатолий Александрович, как вспоминают в компании «СТРАЖ», говорил, что в его жизни произошло два ключевых события, которые перевернули его мировоззрение с ног на голову.

Первое случилось еще тогда, когда он был трехлетним мальчиком. Он родился в 1940 году, детство пришлось на тяжелое военное время. Кругом смерть. Голод. И вот тогда в гости к маме Анатолия пришла тетка и, глядя на малыша, сказала: «Не жилец он. Такой щупленький, маленький, слабенький... Не выживет твой Толька!»

Именно тогда, хоть ему и было совсем мало лет, в нем все перевернулось: «Как не выживу? Я? Чтобы я не выжил?!» Эти слова его задели. И он выжил.

А второй судьбоносный момент произошел тогда, когда он уже работал инженером в локомотивном депо. Начальник Анатолия Александровича уходил на повышение и на освобождающуюся должность рекомендовал назначить молодого и перспективного инженера. Для кандидата устроили смотр, приехало партийное руководство. Один из крупных начальников сказал: «Да ну… Видно же, что не справится. Пусть, конечно, побарахтается пару месяцев, а там посмотрим».

И эта фраза вновь до глубины души разозлила Анатолия Александ­ровича. И тогда он снова решил всем доказать, что может справиться с любой задачей.

Хорошо знавшие Анатолия Александровича сотрудники компании «СТРАЖ» подчеркивают: он жил и работал вопреки всему и вся, в сопротивлении, в борьбе, преодолевая колоссальные трудности.

Неслучайная встреча

Генеральный директор торгового дома «СТРАЖ» Алексей Крылов вспоминает свою историю знакомства с Анатолием Александровичем. «Мне рекомендовали его как научного руководителя моей диссертации. Я позвонил, представился и сказал, что требуется помощь. И вы не поверите – он, такой важный и серьезный человек, согласился почти сразу. «Будешь в Петербурге – приезжай», – сказал он мне тогда и назначил свидание на Мичуринской улице, в филиале ПГУПС. Я приехал, и все как-то закрутилось. А знаете, что самое интересное? Я ведь благодарен ему не только за помощь с научной работой, но и… за знакомство со своей супругой. Встретил ее, когда выходил от Анатолия Александровича. Она тогда по соседству, в Певческом переулке, работала».

«Человек-зажигалка»

«Человек-энергетик, человек-зажигалка, – описывает его А. Крылов. – Он так заразительно смеялся, улыбка не сходила у него с лица. В институте Анатолий Александрович буквально пролетал мимо поста охраны, его даже не успевали спросить, кто идет... В своем солидном возрасте он ощущал себя лет на 25».

А еще он умел захватывать внимание аудитории, переключать на себя все внимание. Его было просто невозможно не слушать.

«Будь то лекция в институте или выступление на конференции – люди были буквально поглощены выступлением Анатолия Александровича, – рассказывает генеральный директор ТД «СТРАЖ». – Помню, мы ездили с ним на научный симпозиум в Берлин. И даже немцы, не знающие русского языка, только и вились вокруг Зайцева».

Авторитет и опыт

Любопытно и то, что Анатолий Александрович мог одной-двумя фразами перевернуть ход любого заседания. Например, на заре становления современной России поднимался вопрос о том, чтобы передать железные дороги в частные руки. Шло совещание, в котором принимали участие предприниматели, ученые, представители профильных министерств и комитетов. Обстановка в зале сложилась весьма напряженная, ни одна из сторон не хотела слушать другую. И тут слово взял Анатолий Александрович. «Я поддерживаю передачу. Только сначала отдайте мне в аренду стрелку на железной дороге между Москвой и Петербургом. И ни один поезд не поедет, пока мне за него не заплатят!» – пошутил он, выразив свое отношение к обсуждаемому вопросу.

«Можно выступать круглые сутки и не добиться никакого результата. А можно, как Анатолий Александ­рович, сказать всего одну фразу.

И сразу разрядить обстановку. После его высказывания люди взглянули на происходящее оптимистичнее – и дискуссия приобрела более конструктивный характер, – рассказывает советник генерального директора АО «ИПК «СТРАЖ» Валерий Андрюшин. – Авторитет и опыт – это то, за что Анатолия Александровича уважали абсолютно все его коллеги, как единомышленники, так и оппоненты. А еще он никогда не стеснялся защищать те идеи, которые ему нравились и казались целесообразными. Он был человеком-гигантом».

Оценил потенциал

Наверное, именно поэтому в 2013 году А. Зайцев и поддержал на тот момент никому не известную и непонятную разработку компании «СТРАЖ» – интеллектуальную систему электронного пломбирования «Биг-Лок».

Чтобы решить проблему обеспечения сохранности грузоперевозок, «СТРАЖ» первым (причем не только в стране, но и в мире!) разработал концепцию интеллектуальной системы электронного пломбирования. Ее главное преимущество в том, что сис­тема не только контролирует отсутствие незаконного вскрытия, но и в режиме реального времени передает в диспетчерский центр информацию о состоянии груза и другие логистические пара­метры. И все это – без участия человека на всем маршруте перевозки.

Как оказалось, это был настоящий прорыв в грузоперевозках. Но был бы он возможен без участия Анатолия Александровича, который одним из первых оценил потенциал этой разработки? Причем не только оценил, но и предпринял конкретные шаги для того, чтобы она была внедрена.

Забегая вперед, отметим: интеллектуальная система электронного пломбирования сначала была опробована, а затем доработана и в конечном итоге внесена в перечень запорно-пломбировочных устройств, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте как основная пломба грузоотправителя. И сейчас «Биг-Лок» активно используется по всей стране. В компании «СТРАЖ» по-прежнему испытывают огромное чувство благодарности к А. Зайцеву за то, что он поверил в большой потенциал этой разработки и помог с ее реализацией.

Смелая мечта

Анатолий Александрович вообще был первооткрывателем, новатором, изобретателем, подчеркивают в компании «СТРАЖ». Открытый всему новому, он не боялся продвигать самые смелые предложения, которые казались ему перспективными. Так, одной из главных идей его жизни был запуск в нашей стране поездов на магнитной подвеске (маглев).

«Маглев – это совершенно новый вид транспорта! Он работает уже в нескольких странах – Японии, Южной Корее и Китае. Анатолий Александрович всегда удивлялся: а чем мы хуже? – вспоминает В. Андрюшин. – Запуск поездов на магнитной подвеске мог бы произвести настоящую революцию. Зайцев же хорошо чувствовал все по-настоящему прорывные вещи и отдавал все свои силы на их поддержку».

И тут было бы уместно вспомнить тезис, который прозвучал в самом начале нашего очерка, о том, что Анатолий Александрович жил и работал вопреки всему и вся. Конечно, маглев – это транспорт будущего, быстрый, удобный и безопасный. Но даже и у самых светлых идей всегда найдутся противники…

С заботой о людях

Анатолий Александрович, как добавляют в компании «СТРАЖ», мыслил не коммерческими категориями, а соображениями о том, как повысить уровень жизни в стране. Недаром он занимал высокие государственные должности.

«Он никогда не был бизнесменом, о собственном заработке, уверяю вас, Анатолий Александрович думал в последнюю очередь. Куда больше его волновали люди, которые его окружали и которые с ним работали, – рассказывает его бывшая коллега, директор по развитию ОАО «Национальные скоростные дороги» Яна Скачкова. – Я общалась со многими железнодорожниками, которые трудились под началом Анатолия Александровича.

И каждый вспоминает его с какой-то особой теплотой и благодарностью. Он лично прикладывал все усилия, чтобы его сотрудники были обеспечены путевками в санатории, чтобы индексировались их зарплаты».

«Не совру, если скажу, что знакомство с Анатолием Александровичем довольно сильно изменило мою жизнь, – признается представитель АО «ИПК «СТРАЖ» на Октябрьской железной дороге Дмитрий Алексеев. – Когда мы начали вместе работать, я только-только запускал свой бизнес. И совершенно не знал, как относиться к своим подчиненным. Мне казалось, начальник только и должен, что контролировать, требовать, добиваться... Но нет. По примеру Анатолия Александровича я научился любить и уважать тех людей, которые со мной работают. Он и сам так же относился к своим коллегам, был небезразличен к судьбе абсолютно каждого своего подчиненного. Поверьте, это дорогого стоит».

А что было главным?

«Когда Анатолий Александрович ушел из жизни в феврале 2022 года, то это была трагедия. Настоящая трагедия», – рассказывает генеральный директор АО «ИПК «СТРАЖ» Виктор Крылов. «Мы встречались с ним уже после того, как он перенес инсульт. И он все равно находил в себе силы шутить и смеяться. Очень трудно говорить о нем в прошедшем времени», – отмечает А. Крылов.

«Вы знаете… – на секунду задумывается Я. Скачкова. – Меня поражало, что Анатолий Александрович всегда сохранял бодрость духа. А еще он держал себя в хорошей физической форме. И каждое утро гулял по набережной, если был в Петербурге. А если находился на даче, то прогуливался вдоль Финского залива. Однажды, выполняя какую-то работу на даче, он серьезно повредил плечо. И знаете, что он сделал? Заказал себе 9-килограммовую трость! Ходил с ней и разрабатывал плечо. Понимаете, в этом был он весь».

Выдающийся руководитель. Видный ученый. Человек государственного масштаба. Да, все эти эпитеты однозначно подходят для А. Зайцева. Но каждый, кто близко знал Анатолия Александровича, добавляет еще одно словосочетание – «примерный семьянин». «Он обожал свою семью – дочку, сына, супругу... По поводу детей, кстати, Анатолий Александрович любил повторять одну фразу: «Самое большее, что отец может сделать для своих детей, так это любить их мать». И Людмилу Александровну он на самом деле боготворил! Даже в преклонном возрасте, долго прожив вместе, они находили общие темы для разговора. И любили друг друга. И это, как говорил сам Анатолий Александрович, было для него самым важным. Это лучше всего и характеризует его личность», – отмечают близко знавшие его сотрудники компании «СТРАЖ».

В феврале 2023 года в издательстве «Техносфера» выходит книга под названием «Человек, ученый, министр (биография Зайцева А. А.)», посвященная жизненному пути Анатолия Александровича, который служит примером добросовестного и само­отверженного отношения к делу для молодых ученых, инженеров и железнодорожников. К составлению очерка были привлечены многие специалисты, которые лично его знали. Уникальность издания состоит в том, что жизнь и деятельность Анатолия Александровича освещается через воспоминания его коллег, соратников и друзей, а сведения о его богатом научно-техническом наследии собраны в одном месте. Кроме того, в книге будут представлены фотографии, ранее никогда не публиковавшиеся. Поэтому издание может быть интересно специалистам в области железнодорожного транспорта, сотрудникам государственных учреждений и коммерческих организаций, чья деятельность связана с грузовой логистикой и обеспечением сохранности грузов, а также преподавателям, аспирантам и студентам профильных вузов.

Биография Зайцева А. А.

6 февраля 1940 г. – родился в деревне Калинино Оятского района Ленинградской области.
1954 г. – окончил Надкопанскую семилетнюю школу в деревне Надкопанье Пашского района Ленинградской области с похвальной грамотой.
1958 г. – окончил Лодейнопольский техникум железнодорожного транспорта.
1958–1960 гг. – работал кочегаром паровоза, помощником машиниста тепловоза, бригадиром комплексной бригады по ремонту тепловозов в локомотивном депо Кандалакша Мурманской области.
1960–1965 гг. – учился на электромеханическом факультете Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта» с присвоением квалификации «инженер путей сообщения – электромеханик»).
1965–1966 гг. – работал мастером комплексной бригады по ремонту электровозов локомотивного депо Кандалакша.
1966–1967 гг. – занимал должность начальника производственно-технического отдела локомотивного депо Кандалакша.
1967–1970 гг. – был заместителем начальника локомотивного депо Кандалакша по эксплуатации.
1969 г. – принят в ряды КПСС.
1970–1975 гг. – начальник локомотивного депо Кандалакша.
1975–1978 гг. – второй секретарь Кандалакшского горкома КПСС.
1978–1984 гг. – первый секретарь Кандалакшского горкома КПСС.
1984–1986 гг. – работал начальником Мурманского отделения Октябрьской железной дороги.
1986–1987 гг. – был заместителем начальника дороги – главным ревизором по безопасности движения Октябрьской железной дороги.
1987–1996 гг. – начальник Октябрьской железной дороги.
22 августа 1996 г. – 14 апреля 1997 г. – министр путей сообщения Российской Федерации.
1997–1998 гг. – начальник Октябрьской железной дороги.
1998–2011 гг. – депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего, четвертого созывов, председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам.
2011–2022 гг. – руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок.
13 февраля 2022 г. – скончался в Санкт-Петербурге, похоронен на Комаровском кладбище.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions