+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

От ситуативного реагирования к системному планированию

Под занавес 2016 года ФАС опубликовала ряд приказов, направленных на совершенствование тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок, а ранее, в декабре, правительство определилось с размером индексации тарифов на 2017-й. Что касается грузоотправителей, то они задаются вопросами: во-первых,
будут ли изменения, помимо поставщика услуг, выгодны и пользователям, а во-вторых, удастся ли регуляторам и РЖД в наступившем году не только реагировать на изменения рыночной ситуации, но и системно предвосхищать их?
В последний рабочий день 2016 года ФАС опубликовала приказ № 1841/16, содержащий точечные поправки в Прейскурант № 10-01, которые вступят в действие с 1 февраля 2017-го. Ряд грузов (энергетические газы, бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата и пр.) из первого тарифного класса перейдут во второй. Кроме того, тарифы на перевозку контейнеров вырастут на 4%, помимо общей индексации. При этом в документе отмечается, что увеличение стоимости перевозок в 2017-м не должно превысить 6%.

За неделю до этого ФАС обнародовала и приказ о повышении цен на перевозку каменного угля на расстояния свыше 3,3 и 3,5 тыс. км, а также некоторых видов руды – на расстояния свыше 5 тыс. км. А в начале декабря правительство выпустило официальное решение об общей индексации тарифов в 2017 году на 6%. Два из них пойдут на капитальный ремонт путей: предполагается, что доход от ремонтной надбавки составит 23,6 млрд руб. и позволит профинансировать почти 65,5% объемов капремон­та инфраструктуры. Доплата была предложена Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и изначально называлась надбавкой за скорость. Судьба ее решалась при участии вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, который подчеркнул, что увеличение скорости перевозок и выполнение графика движения поездов было отмечено всеми основными клиентами. Тем не менее надбавку решили потратить на капремонт и ввести ее только на год, не включая в базу тарифа. Кстати, реакция грузоотправителей на введение надбавки была неоднозначной: если экспортеры угля,
чьи отправки на фоне оживления мирового рынка растут, отнеслись к ней спокойно, то металлурги сочли, что 2% – многовато, хватило бы и одного.

Так или иначе, но расходы грузовладельцев в 2017 году вырас­тут. В ФАС полагают, что отчасти они могут быть компенсированы ситуативным снижением цен в рамках тарифного коридора до 50%, поскольку такая возможность предоставлена перевозчику еще на 2 года. Впрочем, одновременно он будет пользоваться и правом повышать тарифы до 10%. Регулятор полагает, что в целом принятые решения будут способствовать увеличению доходов перевозчика. Вместе с тем они же должны привести к замедлению темпов падения перевозок нефтяных грузов. Вероятно, поэтому представители перевозчика испытывают двойственные ощущения. «Компания вынуждена синхронизировать разнонаправленные поручения, которые, с одной стороны, требуют максимальных дивидендных отчислений в бюджет, а с другой – понижают тарифную нагрузку на экономику», – констатирует руководитель одного из департаментов ОАО «РЖД».

Безусловно, РЖД и регуляторы обязаны реагировать на изменение рынка. «Не секрет, что сегодня одной из причин падения доходной ставки является увеличение средней дальности перевозок и преобладание сырьевых грузов в структуре грузооборота», – заявлял еще в начале декабря представитель холдинга. По его словам, несовершенства тарифной системы, выражавшиеся в несбалансированности коэффициентов дальности, приводили к определенным финансовым провалам и снижали доходную базу. Особенно заметным это было на фоне роста экспорта угля – практически основной железнодорожной номенклатуры.

Другое дело, что реакция на перемены почти всегда несколько запаздывает. Да и успевать с заблаговременным объявлением размера индексации тарифов на год вперед пока не слишком получается. Между тем грузоотправителям для успешного планирования работы и заключения договоров с контрагентами необходимо заранее знать точные критерии перевозок, причем не только величину индексации их стоимости, но и прочие компоненты транспортной составляющей цены продукта.

Разумеется, стабильная экономика облегчает подобные расчеты. В условиях турбулентности все усложняется. Так, например, уже ясно, что одним из основных драйверов увеличения затрат грузо­отправителей в 2017 году станет не собственно тариф РЖД, а ставки на предоставление подвижного состава, прежде всего универсального. Причем в первую очередь это коснется грузовладельцев, не располагающих длительными контрактами с операторами, помогающими избегать резкого роста ставок. Так, эксперты ИПЕМ полагают, что в I квартале 2017 года две трети роста расходов клиентов будут обус­ловлены существенным увеличением операторских цен с лета 2016-го и лишь треть – общей индексацией тарифов РЖД.

Другой эксперт отмечает, что в 2017-м действующие правила применения тарифов ни в коем случае нельзя менять внутри календарного года – как это было, например, в 2016 году, когда ОАО «РЖД» вносило точечные изменения в плановом периоде, что стало ощутимым ударом для предприятий, имевших уже подписанные контракты. Удастся обойтись без таких шагов или нет – пока неясно.

Грузоотправители же уверены в том, что любое повышение тарифов должно вести к улучшению сервиса, в то же время получаемая выгода должна превышать цену усовершенствований. Кроме того, рост качества неплохо бы привязать к измеримым ключевым показателям эффективности: например, говоря о скорости, прописать не только максимальные сроки доставки, но и минимальные. Хорошо бы при этом закрепить четкие юридические гарантии и ответственность сторон.

Тем не менее в целом сам факт того, что работа по внесению изменений в действующий прейскурант идет и их удалось легализовать до конца прошлого года, обнадеживает. Безусловно, пользователи хотят, чтобы, помимо ситуативного реагирования, такая работа велась системно, стратегически и подразумевала возможность своевременного планирования. Будем надеяться, что в будущем все так и произойдет.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions