+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Караванинг: жизнь на колесах

Караванинг:  жизнь на колесах
Популярный рэп-исполнитель Jay Z использует его как гримерку. Норвежский биатлонист Уле Эйнар Бьорндален сконструировал его сам и превратил в тренировочную базу. Евгений Плющенко ездит с семьей, а Надежда Кадышева, видимо, с лучшими тенорами и сопрано «Золотого кольца». Свои передвижные дома есть у первых лиц государства. Автокемпер, караван, или, как часто называют,
яхта на колесах – это абсолютно иное качество путешествий, до которого нужно дозреть.
Дмитрий Мордовцев, известный на форуме Винского (площадке для общения самостоятельных путешественников) как Troll, наездил в автодоме по Европе в совокупности около 190 тысяч километров. С президентом клуба российских караванеров Дмитрий однажды добрался до Хорватии, оттуда махнул в Болгарию, Турцию, Грецию и затем домой, в Санкт-Петербург: 10 тысяч километров, больше месяца в пути. Также Мордовцев изучал и документировал российские кемпинги: из Питера добрался до Тамани, оттуда до Сухума, заехал в Крым и вернулся домой. При этом своего кемпера у Дмитрия нет, не видит необходимости покупать: вложение денег приличное, возможность выезжать – нерегулярна.

Самый дешевый новый кемпер в Европе стоит от €28 тысяч, обеспеченные немецкие бюргеры отдают предпочтение машинам за €40 тысяч и выше. После растаможки цена вырастает вдвое: по словам Александра Епифанцева, директора по рекламе компании «Яхты на колесах», средний чек в этом сегменте – €70 тысяч, подержанные авто (а таких в продаже большинство) обходятся в €30–40 тысяч.

Прицепы существенно дешевле: конструкция, в которой с комфортом разместится семья из трех-четырех человек, может стоить от 400 тысяч рублей. Дешевле и во многих случаях удобнее: при прочих равных здесь больше места, прицеп можно оставить на охраняемой стоянке или в кемпинге и на машине отправиться по извилистым дорогам Сорренто в Италии или узким улочкам Лиссабона в Португалии.

Налог на автодома такой же, как у легковых авто, для управления большинством из них требуются права категории B, и лишь на фургоны весом более 3500 килограмм нужна отметка C. Техническое обслуживание не слишком сложное, найти нужную запчасть просто через дилера (некоторые Кулибины и сами справляются). На трассе дизельный мотор потребляет в среднем 12 литров топлива на 100 километров, иные «Паджеро» расходуют поболее.


Диссонанс в головах

Точное число российских владельцев «домов» неизвестно. «Только среди наших членов – больше 3 тысяч человек, это мы знаем по наклейкам на машины, которые заказываем из года в год», – говорит участник российского клуба караванеров и менеджер ООО «Кемпинг Клаб» Павел Мазеин. Недавно клуб, к слову, отметил 10-летний юбилей. Скорее всего, речь идет о 5–7 тысячах человек на всю страну: львиная доля приходится на Москву, заметная – на Санкт-Петербург, за Уралом в разы меньше, чем в европейской части.

Почему дома на колесах в России не стали настолько же распространенным явлением, как на Западе, где караванинг – мощное движение, уходящее корнями в предыдущий век, когда началось серийное производство жилых авто?

Причина, по мнению специалистов, – в головах.

– У российского потребителя долгое время был когнитивный диссонанс, – считает Александр Епифанцев. – Он думал: «Я купил машину за 3 миллиона – мне ночевать на стоянке? Искать, где залить воду? Выносить за собой кассету с нечистотами? Да ни за что!» Сейчас ситуация потихоньку меняется, люди понимают, что свобода передвижения (в буквальном смысле слова – возможность заночевать, где понравилось) дорогого стоит».

С ним солидарен Павел Мазеин: «Нет никаких сложностей в том, чтобы путешествовать на автокемпере. Главное –
перестать думать, что это сложно. Объективно кассеты вы не каждый день выносите. В конце концов, если вы заплатили такую сумму за машину, наверное, можете позволить себе нанять человека, который сделает это за вас».


Ferrari в брюхе

Типов домов на колесах множество. Самый простой – прицеп-палатка: весит 200 килограмм, складывается в небольшую книжицу, крайне функционален. Доехать до места, в минуты разобрать, переночевать – больше от такого и не требуется.

Далее конструкция усложняется: есть прицепы с жес-тяными стенами для пары и прицепы со стационарным корпусом. (Кстати, фургоны редко бывают длиннее 7 метров и шире 2,3 метров (в отдельных случаях 2,5 м), это обусловлено стандартной шириной дорог.) Съемные кунги (накладки на кузов), которые предпочитают охотники и рыболовы, устанавливаются на легковой пикап. Есть автодома, создающиеся на базе микроавтобусов (кастенвагены), которые стоят в два-три раза дороже оригинала.

Еще один вид «домов» – с альковным типом кузова: над кабиной у него навес, в котором оборудовано несколько спальных мест. Более представительские кемперы напоминают маленькие автобусы, хотя база у них всех стандартная – от «Фиата Дукато», «Форда Транзит» и т. д. Наконец, самые дорогие модели, special edition – футуристический дизайн, мрамор и красное дерево: яхты на колесах от Fleetwood, Newmar или Featherlite стартуют от $300 тысяч и почти до бесконечности, а именно – $3 миллиона. «Несколько раз на автомобильных выставках я встречал такие автодома, из брюха которых выезжает машинка вроде Ferrari или Smart. Или электровелосипед за €4 тысячи», – рассказывает Дмитрий Мордовцев.

Подобно ему многие путешественники не спешат обзаводиться собственным домом на колесах, а предпочитают брать его в аренду.
В среднем в России эта услуга обходится в 8–9 тысяч рублей в день (плюс страховой депозит минимум 30 тысяч), в дорогой, по меркам кемперства, Финляндии – в районе €80, а в бюджетных странах Балтии в низкий сезон можно найти и за €55. Есть и обратная сторона явления: люди, которые купили кемпер, но пользуются им редко, сдают его в аренду через дилера.


В деревню, к тетке, в глушь

По наблюдениям Александра Епифанцева, 70% покупателей или арендаторов домов на колесах ездят на них не по проселочным дорогам Франции и долинам Тосканы, как можно было бы подумать, а по родной стране: в глухие углы на охоту и рыбалку, на Байкал, на музыкальные фестивали, слеты единомышленников и исторические реконструкции, а иногда и вовсе к родственникам в деревню. И только оставшиеся 30% открывают для себя зарубежные красоты. «Мы часто отказываем в аренде людям, которые едут компанией на рыбалку и не хотят убивать свой внедорожник, – говорит Епифанцев, который сам добрался до Китая и обратно, участвуя в гонке «Шелковый путь». – С другой стороны, у нас есть клиент, который постоянно возит собак на выставки. Машины он возвращает всегда в идеальном состоянии».

Профессионалы подчеркивают: сложностей в том, чтобы быть хозяином кемпера, – минимум. Да, нужно привыкнуть к другим габаритам, но это происходит быстро. «Игрушку» за несколько миллионов нужно где-то хранить, но, вероятно, если вы ее купили, у вас есть средства и на особо вместительный гараж. Воду можно залить на любой заправке или автомойке – как правило, это бесплатно, газовые заправки также нередки. Понимание того, как принять душ и потратить на это только 5 литров воды, приходит довольно быстро. На машину действует та же страховка, как и на любой другой автомобиль. «Мне везло, – говорит Дмитрий Мордовцев, – тяжелых поломок не было. Один раз полетела коробка передач, но уже на границе с Россией. И еще раз поломался под Псковом: 300 километров ехать на гибкой сцепке, конечно, тяжело».

Главное, понять: караванинг – отдых деятельный. Если ваш формат «самолет-отель-пляж», вам он, скорее всего, не подойдет. Зато в домах на колесах обожают путешествовать дети, и это понятно: кто, как не они, может позволить себе быть open-minded?


Караванинг:  жизнь на колесах

Караванинг:  жизнь на колесах

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions