Популярный рэп-исполнитель Jay Z использует его как гримерку. Норвежский биатлонист Уле Эйнар Бьорндален сконструировал его сам и превратил в тренировочную базу. Евгений Плющенко ездит с семьей, а Надежда Кадышева, видимо, с лучшими тенорами и сопрано «Золотого кольца». Свои передвижные дома есть у первых лиц государства. Автокемпер, караван, или, как часто называют,
яхта на колесах – это абсолютно иное качество путешествий, до которого нужно дозреть.
Дмитрий Мордовцев, известный на форуме Винского (площадке для общения самостоятельных путешественников) как Troll, наездил в автодоме по Европе в совокупности около 190 тысяч километров. С президентом клуба российских караванеров Дмитрий однажды добрался до Хорватии, оттуда махнул в Болгарию, Турцию, Грецию и затем домой, в Санкт-Петербург: 10 тысяч километров, больше месяца в пути. Также Мордовцев изучал и документировал российские кемпинги: из Питера добрался до Тамани, оттуда до Сухума, заехал в Крым и вернулся домой. При этом своего кемпера у Дмитрия нет, не видит необходимости покупать: вложение денег приличное, возможность выезжать – нерегулярна.
Самый дешевый новый кемпер в Европе стоит от €28 тысяч, обеспеченные немецкие бюргеры отдают предпочтение машинам за €40 тысяч и выше. После растаможки цена вырастает вдвое: по словам Александра Епифанцева, директора по рекламе компании «Яхты на колесах», средний чек в этом сегменте – €70 тысяч, подержанные авто (а таких в продаже большинство) обходятся в €30–40 тысяч.
Прицепы существенно дешевле: конструкция, в которой с комфортом разместится семья из трех-четырех человек, может стоить от 400 тысяч рублей. Дешевле и во многих случаях удобнее: при прочих равных здесь больше места, прицеп можно оставить на охраняемой стоянке или в кемпинге и на машине отправиться по извилистым дорогам Сорренто в Италии или узким улочкам Лиссабона в Португалии.
Налог на автодома такой же, как у легковых авто, для управления большинством из них требуются права категории B, и лишь на фургоны весом более 3500 килограмм нужна отметка C. Техническое обслуживание не слишком сложное, найти нужную запчасть просто через дилера (некоторые Кулибины и сами справляются). На трассе дизельный мотор потребляет в среднем 12 литров топлива на 100 километров, иные «Паджеро» расходуют поболее.
Диссонанс в головах
Точное число российских владельцев «домов» неизвестно. «Только среди наших членов – больше 3 тысяч человек, это мы знаем по наклейкам на машины, которые заказываем из года в год», – говорит участник российского клуба караванеров и менеджер ООО «Кемпинг Клаб» Павел Мазеин. Недавно клуб, к слову, отметил 10-летний юбилей. Скорее всего, речь идет о 5–7 тысячах человек на всю страну: львиная доля приходится на Москву, заметная – на Санкт-Петербург, за Уралом в разы меньше, чем в европейской части.
Почему дома на колесах в России не стали настолько же распространенным явлением, как на Западе, где караванинг – мощное движение, уходящее корнями в предыдущий век, когда началось серийное производство жилых авто?
Причина, по мнению специалистов, – в головах.
– У российского потребителя долгое время был когнитивный диссонанс, – считает Александр Епифанцев. – Он думал: «Я купил машину за 3 миллиона – мне ночевать на стоянке? Искать, где залить воду? Выносить за собой кассету с нечистотами? Да ни за что!» Сейчас ситуация потихоньку меняется, люди понимают, что свобода передвижения (в буквальном смысле слова – возможность заночевать, где понравилось) дорогого стоит».
С ним солидарен Павел Мазеин: «Нет никаких сложностей в том, чтобы путешествовать на автокемпере. Главное –
перестать думать, что это сложно. Объективно кассеты вы не каждый день выносите. В конце концов, если вы заплатили такую сумму за машину, наверное, можете позволить себе нанять человека, который сделает это за вас».
Ferrari в брюхе
Типов домов на колесах множество. Самый простой – прицеп-палатка: весит 200 килограмм, складывается в небольшую книжицу, крайне функционален. Доехать до места, в минуты разобрать, переночевать – больше от такого и не требуется.
Далее конструкция усложняется: есть прицепы с жес-тяными стенами для пары и прицепы со стационарным корпусом. (Кстати, фургоны редко бывают длиннее 7 метров и шире 2,3 метров (в отдельных случаях 2,5 м), это обусловлено стандартной шириной дорог.) Съемные кунги (накладки на кузов), которые предпочитают охотники и рыболовы, устанавливаются на легковой пикап. Есть автодома, создающиеся на базе микроавтобусов (кастенвагены), которые стоят в два-три раза дороже оригинала.
Еще один вид «домов» – с альковным типом кузова: над кабиной у него навес, в котором оборудовано несколько спальных мест. Более представительские кемперы напоминают маленькие автобусы, хотя база у них всех стандартная – от «Фиата Дукато», «Форда Транзит» и т. д. Наконец, самые дорогие модели, special edition – футуристический дизайн, мрамор и красное дерево: яхты на колесах от Fleetwood, Newmar или Featherlite стартуют от $300 тысяч и почти до бесконечности, а именно – $3 миллиона. «Несколько раз на автомобильных выставках я встречал такие автодома, из брюха которых выезжает машинка вроде Ferrari или Smart. Или электровелосипед за €4 тысячи», – рассказывает Дмитрий Мордовцев.
Подобно ему многие путешественники не спешат обзаводиться собственным домом на колесах, а предпочитают брать его в аренду.
В среднем в России эта услуга обходится в 8–9 тысяч рублей в день (плюс страховой депозит минимум 30 тысяч), в дорогой, по меркам кемперства, Финляндии – в районе €80, а в бюджетных странах Балтии в низкий сезон можно найти и за €55. Есть и обратная сторона явления: люди, которые купили кемпер, но пользуются им редко, сдают его в аренду через дилера.
В деревню, к тетке, в глушь
По наблюдениям Александра Епифанцева, 70% покупателей или арендаторов домов на колесах ездят на них не по проселочным дорогам Франции и долинам Тосканы, как можно было бы подумать, а по родной стране: в глухие углы на охоту и рыбалку, на Байкал, на музыкальные фестивали, слеты единомышленников и исторические реконструкции, а иногда и вовсе к родственникам в деревню. И только оставшиеся 30% открывают для себя зарубежные красоты. «Мы часто отказываем в аренде людям, которые едут компанией на рыбалку и не хотят убивать свой внедорожник, – говорит Епифанцев, который сам добрался до Китая и обратно, участвуя в гонке «Шелковый путь». – С другой стороны, у нас есть клиент, который постоянно возит собак на выставки. Машины он возвращает всегда в идеальном состоянии».
Профессионалы подчеркивают: сложностей в том, чтобы быть хозяином кемпера, – минимум. Да, нужно привыкнуть к другим габаритам, но это происходит быстро. «Игрушку» за несколько миллионов нужно где-то хранить, но, вероятно, если вы ее купили, у вас есть средства и на особо вместительный гараж. Воду можно залить на любой заправке или автомойке – как правило, это бесплатно, газовые заправки также нередки. Понимание того, как принять душ и потратить на это только 5 литров воды, приходит довольно быстро. На машину действует та же страховка, как и на любой другой автомобиль. «Мне везло, – говорит Дмитрий Мордовцев, – тяжелых поломок не было. Один раз полетела коробка передач, но уже на границе с Россией. И еще раз поломался под Псковом: 300 километров ехать на гибкой сцепке, конечно, тяжело».
Главное, понять: караванинг – отдых деятельный. Если ваш формат «самолет-отель-пляж», вам он, скорее всего, не подойдет. Зато в домах на колесах обожают путешествовать дети, и это понятно: кто, как не они, может позволить себе быть open-minded?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.