Регулярное авиасообщение между РФ и Грузией было отменено в 2006 году, ненадолго восстанавливалось в 2008 году, но после войны в Южной Осетии и Абхазии опять было прервано. В 2010 году «Сибирь» (S7), «Уральские авиалинии» и Georgian Airways возобновили чартерные рейсы, а осенью 2014 года начались переговоры о регулярном сообщении. Но Тбилиси ввел режим «открытого неба», что спровоцировало диспропорцию: с грузинской стороны летала только одна Georgian Airways, а с российской — минимум три компании. Сейчас по договоренностям на осенне-зимний период между Тбилиси и Москвой разрешено 18 рейсов в неделю каждой стороне, в весенне-летний — 21 рейс. Частоты между другими городами не ограничены. С российской стороны регулярные рейсы есть у «Аэрофлота» и его лоукостера «Победа», S7, «Уральских авиалиний», «Нордавиа» и «Нордстара».
В Минтрансе РФ назвали свои действия «зеркальными», поскольку с мая Грузия не согласовывает полеты «Уральским авиалиниям» в Тбилиси из подмосковного Жуковского. Источник “Ъ”, близкий к ситуации, пояснил, что эти полеты изначально были согласованы в переписке между представителями авиавластей, «но в последний момент было принято иное решение из-за статуса аэропорта Жуковский». Напомним, что РФ считает этот аэропорт в 40 км от Москвы региональным, что снимает с него ограничения межправсоглашений по числу перевозчиков и международных рейсов, которые распространены на Внуково, Шереметьево и Домодедово. Конфликт вокруг статуса Жуковского затронул полеты в Таджикистан (см. “Ъ” от 5 июля) и Израиль (по данным “Ъ”, в Тель-Авив «Уральским авиалиниям» согласованы только чартеры).
Гендиректор Georgian Airways Гиви Давиташвили подтвердил, что разногласия возникли из-за статуса Жуковского, компания считает его московским аэропортом. К тому же «по поводу данного аэропорта переговоры между авиакомпаниями не проводились», говорит он. Но господин Давиташвили отметил, что на разногласия по Жуковскому российская сторона уже ответила, не разрешив выполнять рейсы в Казань. «Одной из причин принятия решения является, скорее всего, вопрос конкуренции или российской политики»,— резюмировал он. Georgian Airways просила Министерство экономики Грузии (включает Агентство гражданской авиации) «незамедлительно принять меры».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что такая ситуация из-за статуса Жуковского может повториться еще не раз, но, как и в случае с Таджикистаном, сторонам придется искать компромисс: грузинское направление — одно из самых популярных и у российских туристов, и в Грузии. Пассажиропоток аэропортов Грузии за январь—май вырос на 47%, более чем до 1,2 млн человек, число туристов, посетивших страну в этот период, увеличилось на 25%, до 980 тыс. человек.