Электровоз 3ЭС5К с грузовым поездом, который вела в ту ночь бригада эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск, оставлял позади километр за километром. Машинист Евгений Кожин привычно управлял «Ермаком» – очередная поездка, одна из многих. Правда, помощник с ним сегодня совсем молодой, не наездил и месяца.
«Было часа три ночи, когда на перегоне Урульга – Зубарево остановился у запрещающего сигнала светофора. Дежурная по станции Зубарево сообщила, что нужно выполнить регламент «красная точка», – рассказывает Евгений Кожин.
Дело в том, что светофор горел красным, хотя на участке в этот момент поездов не было, перегон был свободен. Это могло быть следствием какой-либо неисправности. Кожин по инструкции снизил скорость. Во время движения на 6368-м км коды автоматической локомотивной сигнализации в кабине электровоза с красного сменились на зелёный. В том месте пути, где сигнал перешёл с одного на другой, вероятно, и скрывалась неисправность. Поэтому машинист остановил локомотив.
Мероприятие «красная точка» ему доводилось выполнять не раз. Бывало, что ничего серьёзного не обнаруживалось, ведь причиной сбоев электроники может оказаться, например, гроза. Но в тот раз почему-то было ощущение: что-то не так.
Поэтому Евгений не стал, как обычно делается, отправлять с осмотром своего помощника. «Всё-таки, – подумал, – парень отработал совсем недолго». И пошёл в темноту сам. Осмотрел оба рельса на 100 м вперёд от места смены огней.
Опасения оказались верными: локомотивщик заметил излом по правой нити прямо под электровозом. Излом был поперечным, с раскрытием 8 мм, со смещением.
Кожин через дежурного по станции вызвал бригадира ближайшей дистанции пути и дождался прибытия путейцев. Рельс взяли в накладки и выдали уведомление на пропуск поездов по участку со скоростью 50 км/ч. После устранения неисправности локомотив продолжил движение.
«Всякое бывало, но излом рельса обнаружил впервые за всё время работы. А вообще, просто действовал по инструкции. Ничего особенного», – говорит Евгений.
Однако, не останови он поезд, не осмотри место, его локомотив или следующий могли сойти с рельсов, считает машинист-инструктор депо Чернышевск Евгений Щеглаков. Евгения наставник знает хорошо, ведь тот трудится в колонне практически с начала своей карьеры.
«Он машинист 2-го класса. К работе относится добросовестно, даже очень. Дисциплинированный и ответственный», – характеризует коллегу Щеглаков.
Ещё, говорит, Кожин дотошный. Не отправил он молодого помощника, которого обучал, осматривать подозрительное место, решил это сделать сам. В итоге и обнаружил излом.
«Опыт поездок у него солидный. И чутьё, видимо, какое-то есть», – заключает инструктор.
Да и как не быть чутью, если работа машиниста у Кожина, можно сказать, в крови: локомотивы водили и дед, и отец.
«Помню, когда был маленьким, видел, как папа ночью часто уезжал в поездку. Потом стал брать и меня с собой. Лет восемь или девять мне было. Тогда ещё ездили на короткие плечи от Зилова до Шилки. Всё было жутко интересно. Особенно когда давали погудеть», – улыбается Кожин.
А потом и брат, вернувшись из армии, устроился машинистом. Поэтому права помощника машиниста лежали в кармане у Евгения, когда он ещё учился в ПТУ. Но набора в локомотивное депо Чернышевск тогда не было, и он устроился слесарем в тележечный цех. Когда набор наконец открыли, взяли помощником. Через два года Кожина отправили в Читинскую дорожную техническую школу, где он и выучился на машиниста.
Когда в череде дневных и ночных поездок появляется свободное время, он целиком посвящает его сыну Артёму. Старшей дочери Кристине 18 лет, сейчас она учится в Чите на бухгалтера.
«Сыну будет восемь, окончил первый класс. Дома с ним занимаюсь, ведь школьная программа трудная сейчас. А за ним глаз да глаз нужен. Воспитываю, конечно», – делится Кожин.
Артём, как и Евгений когда-то, просит отца, чтобы тот взял его с собой на работу. Они вместе гуляют, ходят в нечётный парк станции Чернышевск «посмотреть поезда». Сын ещё не знает, пойдёт ли по отцовским стопам и на электровоз пока подниматься боится, лишь поглядывает снизу вверх.
«Но глаза у него горят, очень ему нравится», – доволен Евгений Кожин.