+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2019 10:56:33
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов второго апрельского выпуска № 8 (396) мы подготовили для вас следующие интересные тексты:
Подготовленный в РЖД объемный многостраничный документ «О внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в части регулирования деятельности оператора железнодорожного подвижного состава, уточнения прав и обязанностей перевозчика и отдельных связанных с этим вопросов организации перевозочного процесса)» предлагает закрепить новые термины, появление которых соответствует поручениям президента и правительства, а также федеральным программам последнего времени. Речь, в частности, идет об определении правового статуса оператора железнодорожного подвижного состава; введении требования об обязательном членстве оператора в единой саморегулируемой организации, которая должна утвердить стандарты и правила деятельности операторов; закреплении порядка заключения договоров об организации перевозок с включением инвестиционных условий развития инфраструктуры; установлении порядка обеспечения перевозок особо значимых грузов вагонами операторов, в том числе с использованием электронной торговой площадки; описании особенностей организации и осуществления перевозок грузов на направлениях (на участках) с ограниченной пропускной и перерабатывающей способностью инфраструктуры; приоритетности и очередности перевозок социально значимых грузов, перечень которых должны утвердить регуляторы.

Инициативы ОАО «РЖД» уже вызвали широкую дискуссию в СМИ и отраслевых союзах. В то же время в середине апреля стало известно, что Минтранс собирается подвергнуть проект официальной процедуре экспертного обсуждения и общественных слушаний. Для этого запрошены отзывы от Минэкономразвития и ФАС. СОЖТ уже предоставил ведомству отрицательный ответ. В организации считают, что нововведения не могут быть приняты в существующей редакции. Диспут продолжается. Что думают эксперты – читайте в материале «Игра в монополию».

Производство грузовых вагонов продолжает лидировать в секторе железнодорожного машиностроения. Правда, эксперты отмечают, что такие ударные темпы стройки могут очень быстро перенасытить рынок универсальных вагонов. Так ли это?

Динамика объемов перевозок на сети РЖД в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года спрогнозирована на уровне +2,4% в год, а грузооборота – на уровне +3%. В связи с этим многих интересует: а справится ли железная дорога с такими нагрузками? Хватит ли для перевозок вагонов? Каковы риски повторения ситуации, которая сложилась в 2017–2018 гг., когда профицит парка вновь сменился дефицитом?

Напомним, что осенью 2018 года дефицит, по оценкам специалистов Ernst & Young, составил 20,8 тыс. полувагонов, а с учетом складывающихся тенденций аналитики компании прогнозируют риск столкнуться к 2025 году с очередным витком дефицита в размере 46 тыс. полувагонов (при росте погрузки, согласно ДПР ОАО «РЖД»).

Причин называется несколько – от нехватки литых деталей тележек и цельнокатаных колес до рисков, связанных с замедлением оборота вагонов в результате выполнения намеченных на данный период холдингом ремонтных работ на сети РЖД и простоев составов до погрузки/выгрузки.

Участники большого семинара «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт», организованного редакцией журнала РЖД-Партнер, особое внимание уделили вопросам баланса парка, который сложился сейчас, а также тому, чего следует ждать в ближайшем будущем. Все подробности – в материале «Хрупкое равновесие».

Профицит грузовой базы и портовых мощностей на фоне дефицита железнодорожной инфраструктуры – именно так оценивают ситуацию на Восточном полигоне многие эксперты. В прошлом году грузооборот дальневосточных портов достиг рекордного уровня – более 200 млн т, опередив прогнозы на 2 года. К 2030-му эту цифру намечено удвоить. В связи с этим вопрос развития пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба приобретает особую остроту.

ОАО «РЖД» обещало, что после реализации первого этапа модернизации Восточный полигон увеличит провозную способность до 124,9 млн т (+66,8 млн т к уровню 2012 г.). А после второго этапа, к 2025 году, он сможет пропускать грузопоток 180–210 млн т.

Да вот только грузоотправители уже на 2020 год заявили о намерении отгрузить 184 млн т. Как с этим быть? Между тем в 2013–2018 гг. в модернизацию и развитие Восточного полигона было вложено свыше 344 млрд руб.

Планы – дело хорошее, но прежде чем начинать второй этап, стоило бы подвести итоги первого: деньги вложили, а что получили взамен? Общую картину пока трудно представить, но отдельные ее фрагменты видны...

О них говорилось на недавней коллегии Счетной палаты РФ, где было отмечено, что в соответствии с паспортом проекта развития БАМа и Транссиба в 2018 году должны были построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей. Но принят в эксплуатацию только один объект. На линии Междуреченск – Тайшет сроки ввода 13 из 22 объектов продлены с 2016 до 2020 года. При этом техническая готовность восьми объектов составляет менее 50%, а на трех объектах работы не начинались. В результате на 17 участках БАМа и Транссиба пропускную способность не увеличили, как планировалось. Что еще выявили аудиторы и какие факторы мешают развитию инфраструктуры – в статье «Восточный полигон: двойная перезагрузка».

Эксперты отмечают, что лизинговый рынок продолжает расти третий год подряд. По итогам 2018-го объем нового бизнеса составил 1,31 трлн руб., что на 20% выше показателей 2017-го. Ключевым драйвером стал железнодорожный сегмент. Хотя стоит заметить, что динамика оказалась значительно ниже, чем раньше.

Все больше внимания на рынке лизинга стало уделяться специализированным вагонам. Хотя наиболее востребованным видом подвижного состава в прошлом году все равно оставались полувагоны – на них пришлось около 75% рынка.

Однако железнодорожный сегмент одними только вагонами не ограничивается, поскольку все более активно проявляется необходимость в обновлении парка тягового подвижного состава, где вопрос срока службы стоит не менее остро. Обновление необходимо как для магистральных локомотивов (но для развития этого направления требуется либерализация локомотивной тяги), так и для маневровых – и потенциальные объемы данного сегмента очень велики.

Каковы прогнозы по рынку железнодорожного транспорта на 2019 год в целом, а также в сторону какого типа подвижного состава качнется рынок лизинга? Читайте в материале «Лакомый кусок из лизингового портфеля».

Одна из наиболее острых для владельцев путей необщего пользования проблем – обновление парка тягового подвижного состава. Сложилась непростая ситуация с износом маневровых локомотивов, которые используются на путях необщего пользования. С 2021 по 2026 год ожидается списание около 5 тыс. ед. Причина этому – вступление в действие технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001 в полном объеме с 2 августа 2018 года. «Сейчас мы будем концентрировать усилия для формирования единого заказа локомотивов до 2026 года и выходить на заключение рамочных соглашений с производителями, возможно, даже с предоплатой, – рассказал президент саморегулируемой организации «Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Кукушкин. – Такое решение было принято на общем годовом собрании ассоциации, которое состоялось в конце марта. Потребность в новых локомотивах предприятий – членов СРО оценивается примерно в 600 ед. до 2026 года».

Кроме того, беспокойство вызывает и избыточное регулирование деятельности по ремонту локомотивов. Например, в отношении ремонта локомотивов для промышленного транспорта сегодня существует четыре вида контроля (регулирования): сертификация, клеймение, осмотр представителями ОАО «РЖД» с целью составления акта допуска на инфраструктуру и рейдовые проверки Госжелдорнадзора. Затраты предприятий, которые ремонтируют собственные локомотивы с выездом на пути общего пользования, увеличились в 600 раз по сравнению с 2005 годом, когда деятельность по ремонту подвижного состава подлежала лицензированию.

Что делать, чтобы предприятия промышленного транспорта не подвергались избыточному регулированию и могли успешно развиваться, как усовершенствовать систему тарифного регулирования, а также о других актуальных вопросах, касающихся железнодорожного транспорта необщего пользования, читайте в интервью с А. Кукушкиным «Как исключить избыточные и абсурдные требования?»

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions