+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.12.2020 18:00:58
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

В ноябре общая численность грузовых вагонов на сети выросла на 3,1% в годовой динамике; по итогам 2020 года ОАО «РЖД» ожидает поступления 570 новых локомотивов; Госдума приняла закон о зачислении штрафов с платных дорог в Федеральный дорожный фонд; ставка предоставления полувагона может подняться в следующем году до 890 руб. Какие другие интересные события транспортной отрасли произошли на этой неделе, читайте в традиционном обзоре РЖД-Партнера.
XVIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»

В четверг, 10 декабря, состоялась XVIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую традиционно проводит редакция РЖД-Партнера. В этом году она прошла в онлайн-формате, охватив широкий круг вопросов, касающихся железнодорожных и мультимодальных грузовых перевозок, логистики, тарифообразования, производства подвижного состава, цифровых технологий, а также взаимодействия различных видов транспорта.

Участниками конференции стали 328 человек – руководители транспортно-логистических, стивидорных компаний, железнодорожных компаний-операторов, грузогенерирующих промышленных предприятий, представители отраслевых ведомств и органов власти.

Во время пленарной дискуссии прозвучало предложение президента Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина о разделении сфер управления инфраструктурой и ее строительства, а также передаче вопросов развития инфраструктуры в не аффилированные ОАО «РЖД» компании, участвующие в процессе развития железных дорог на конкурсной основе.

В ответ на это предложение вице-президент Союза строителей железных дорог Алексей Степаненко заявил, что смена организационной модели работы строителей железных дорог вызывает много вопросов, поскольку она только вызовет ухудшение соответствующей ситуации

Отдельная дискуссия состоялась вокруг тарифного вопроса. Так, по мнению члена совета АСОРПС Андрея Гречкина, изменение подхода к тарифному регулированию позволит сбалансировать рынок перевозок скоропорта. А вице-президент ЦСР Татьяна Горовая сообщила, что с учетом принятых мер борьбы с последствиями коронавируса в ряде стран разрабатывают меры по снижению тарифных ставок на сети национальных железных дорог. 

Также эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов рассказал о том, что идея ОАО «РЖД» отказаться от среднесетевого принципа тарифообразования несет в себе значительные риски для клиентов. 

На диалоге, посвященном контейнерному рынку, участники дискуссии обсудили, какие инфраструктурные ограничения тормозят контейнеризацию, какие из них нужно «побеждать» цифровизацией.

В рамках экспертного диалога «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту» участники проанализировали актуальные сервисы и новые технологии на рынке, обозначили круг проблем и также обсудили необходимость единой цифровой платформы для участников перевозочного процесса. 

Во время дискуссии «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт» участники затронули вопросы спроса на разные виды подвижного состава, производства специализированного подвижного состава, экспортный потенциал, а также коснулись цены и качества, проблемных аспектов ремонта грузовых вагонов.

Снижение погрузки на сети на 3%

По данным заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, по итогам января – ноября этого года погрузка на сети РЖД составила 1,1 млрд т, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. Снижение показателей также наблюдалось в ноябре текущего года – 104,7 млн т, что на 0,7% меньше, чем в 2019-м. Отрицательная динамика произошла в сегменте погрузки каменного угля, нефтяных продуктов, руды, черных металлов, леса, при этом рост наблюдался в погрузке зерна

Согласно результатам мониторинга ИПЕМ, провал погрузки пришелся на первую волну пандемии, затем ситуация стабилизировалась, и в настоящее время вновь наблюдается снижение показателей.

Рост инвестиций в развитие Восточного полигона

8 декабря президент страны Владимир Путин провел совещание по вопросу о параметрах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД», в ходе которого заявил о планах значительного роста инвестиций в развитие так называемого Восточного полигона – БАМа и Транссиба. 

«На ближайшие годы намечен кратный рост инвестиций в развитие Восточного полигона. Сегодня это, безусловно, один из ключевых участков, над которым мы должны работать, это узкое место наших железных дорог», – констатировал глава государства. Он пояснил, что по этим дорогам «надо вывозить товар, вывозить на перспективные азиатские рынки». «Средства здесь запланированы большие. Знаю, что есть ограничения, связанные с тем, что в экономике происходит, это очевидная вещь, понятная, объективная. Но нужно детально проработать все планы развития и инвестиций с учетом ранее данных поручений и, конечно, исходя из той ситуации, которая складывается в экономике на данный момент времени, с учетом перспектив», – указал президент.

Спустя пару дней после совещания у президента полномочный представитель президента РФ в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев поручил сопоставить стоимость модернизации БАМа и Транссиба с прибылью от тарифных перевозок и поступлениями в бюджеты. 

Он отметил, что развитие провозных мощностей нужно связать с ростом объема перевозок предприятий. «Сейчас провозные мощности БАМа и Транссиба не обеспечивают вывоз грузов, это приводит к тому, что простаивает построенный в Ванино порт, «Колмар» в Якутии отгружает уголь в значительно меньшем количестве, чем мог бы это сделать, обеспечивая нормальную рентабельность проекта. Начала подниматься компания «Эльгауголь». Перевозки грузов с территории Дальнего Востока рентабельны, они приносят прибыль, генерируют финансовый поток, их можно обсчитать как отдельное направление, обсчитать рентабельность этой работы. Привлекая новые инвестиции, мы помогаем инвесторам построить инфраструктуру. А в этом случае должна развиваться системная инфраструктура. И мы должны точно так же помогать ее строить», – сказал вице-премьер.

Стоит добавить, что в рамках обсуждения проблем строительства Восточного полигона на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» вице-президент Союза строителей железных дорог Алексей Степаненко назвал основную проблему –  кадровую

Он отметил, что в данный момент трудно найти людей для работы на конкретных удаленных объектах, кроме того, есть постоянный переток профессиональных кадров в смежные, более прибыльные отрасли. Также, по мнению А. Степаненко, на востоке не хватает строительных мощностей.

Чрезмерная долговая нагрузка ОАО «РЖД» при финансировании капрасходов

На совещании 8 декабря президент Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости избежать чрезмерной долговой нагрузки ОАО «РЖД» при финансировании капитальных расходов компании. 

Глава государства подчеркнул, что необходимо определить источники финансирования капитальных расходов РЖД в нужном объеме, и при этом важно обеспечить и баланс корпоративных финансов. В качестве примера он вспомнил летний выпуск вечных облигаций компании, добавив, что нужны и другие эффективные решения, которые будут учитывать специфику работы РЖД и позволят использовать современные механизмы привлечения инвестиций.

Другими словами, некоторые решения, предлагаемые монополией для оптимизации своей инвестпрограммы, не находят поддержки. Масштабные тарифные изменения, которые могли бы принести компании дополнительные ресурсы, по всей видимости, отложены на период после 2024 года. Компания предлагала изменения тарифов, но правительство не согласилось с их вводом в следующем году. ОАО «РЖД» должно сохранять на высоком уровне вложения в содержание инфраструктуры и ремонты и не слишком наращивать долги. Но возникает вопрос: как именно ОАО «РЖД» закроет в такой ситуации дефицит инвестпрограммы до 2025 года? Эксперты указывают на возможную эффективность от реализации запланированных пассажирских проектов.

Потеря операторами 120 млрд руб. выручки в этом году

Как сообщил на XVIII Международной онлайн-конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» коммерческий директор АО «Новая перевозочная компания» Дмитрий Шпаков, падение выручки (доходов) операторских компаний в результате снижения доходности, сокращения грузовой базы и профицита парка в абсолютных величинах за 11 месяцев этого года составило 120,6 млрд руб

Он отметил, что увеличение оборота полувагонов и снижение производительности также привели к сокращению удельной выручки на вагон. При этом Д. Шпаков отметил, что снижение погрузки в этом году было меньше, чем ожидалось этой весной. За 11 месяцев погрузка на сети РЖД во всех РПС снизилась на 3%. Грузооборот показал падение относительно прошлого года на 2,7%.

Предложение операторов допустить частные локомотивы на пути общего назначения

На совещании у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова владелец Первой грузовой компании Владимир Лисин и представитель «Трансойла» от лица крупных железнодорожных операторов предложили предоставить им право использовать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования – для снижения дефицита инвестиционной программы ОАО «РЖД».

«Мы считаем целесообразным привлечение частных инвестиций в обновление парка тягового состава», – заявил представитель НЛМК (также принадлежит Лисину). При этом компания предлагает допустить использование частных локомотивов на путях РЖД только на немассовых маршрутах, где нет узких мест железнодорожной инфраструктуры.

Стоит отметить, что операторы уже не раз просили монополию предоставить им право эксплуатировать локомотивы на путях общего пользования. Но РЖД выступали против допуска частных компаний на рынок локомотивной тяги, объясняя это тем, что они заберут себе высокодоходные грузы и выгодные направления.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions