+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2023 18:00:25
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Семинар «Грузовая панорама. Строительные грузы и цемент», который организовал и провел РЖД-Партнер, стал одним из главных новостей уходящей недели. Впрочем, конец мая и начало июня запомнятся не только спорами о производстве и ремонте подвижного состава, но и заявлением экспертов рынка о том, что Петербург потерял возможность развивать метрополитен. На этой неделе также были опубликовали планы по запуску в первый полет Superjet New, разрабатываемого производственным центром корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре, а также состоялся первый коммерческий рейс китайского самолета C919. Представляем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.
Погрузка растет, но РЖД, кажется, против роста погрузки

Полноценное включение ДМЗИ в совокупности с СКПП и ГУ-12 блокирует работу большей части сезонно зависимых предприятий. Так Андрей Ходеев, директор по логистике и развитию продаж группы Базальт начал выступление на семинаре «Грузовая панорама. Строительные грузы и цемент», который организовал и провел РЖД-Партнер. Со слов спикера, в январе 2023 года погрузка строительных грузов не снизилась, но в марте 2023 года на сеть РЖД пришла ДМЗИ.

«Динамическая модель – это удивительное изобретение, которое создано с благими целями. Она работает с огромным массивом данных, внесенных по всей сети. К ней вопросов нет, но есть вопросы к массивам данных», - говорит Ходеев.

Со слов Ходеева, до марта 2023 года грузоотправители могли оформить погрузку груза большего объема.

«Возможно было оформить думпкарную вертушку в 30-40 вагонов, но сейчас, после марта 2023 года, система это запрещает. Причина? На станции назначения официально перерабатывающая способность 15 вагонов/сутки. И система права! Но ранее на эту же станцию приходило по 50-100 единиц и они справлялись с выгрузкой», - говорит Ходеев.

106,7 млн тонн погружено на железнодорожную сеть в мае 2023 года, что на 2% больше, чем в аналогичный период прошлого года. По итогам 5 месяцев погрузка увеличилась на 0,5%, до 0,52 млрд тонн. В перевозках задействованы 1,7 млн вагонов, такие данные сообщает ИПЕМ. Наибольший рост демонстрируют зерно и кокс. Строительные грузы, в том числе и цемент, проигрывают в битве за инфраструктуру и подвижной состав. Наибольший рост по итогам первых пяти месяцев 2023 года показывает зерно. Погружено 12,8 млн тонн, что на 39,1% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Только в мае 2,5 млн тонн зерна, что на 56,3% больше чем в мае 2022. Погружено в 36 тыс. вагонов. Такую динамику руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник связывает с высоким урожаем и спросом на внешнем рынке. Строительные грузы проигрывают в битве за подвижной состав и инфраструктуру. В мае 2023 года цемент погружен в 37 тыс. вагонов, погрузка увеличилась на 8,7%, до 2,5 млн тонн. Всего же в первые пять месяцев 2023 года погружено 9,3 млн тонн, что на 0,5% тонн больше, чем в первые пять месяцев 2022. Всего же 12,3 млн тонн строительных грузов погружены в мае 2023 года в 182 тыс. вагонов, показатель по сравнению с маем 2022 года не изменился. Однако, если сравнивать итоги первых пяти месяцев с прошлогодним показателем, то рост есть, погружено 54,6 млн тонн, что на 9,1% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Операторы о диктате со стороны заводов-производителей

Всего 13 участков готовы оказывать услуги по ремонту и обслуживанию эластомерных поглощающих аппаратов на всей сети РЖД. Этого количества явно недостаточно, но «если рассмотреть каждого производителя аппаратов отдельно, то картина становится намного хуже», об этом на Транспортном форуме, который организовал и провел РЖД-Партнер, рассказали операторы. Все поглощающие аппараты имеют срок службы в 32 года, но при условии прохождения через 16 лет капитального ремонта. На сети эксплуатируют почти 2,6 млн грузовых вагонов, под которыми установлены поглощающие аппараты. Неисправные или достигшие срока капитального ремонта оператор должен направить или на завод-изготовитель, или в сервисный центр. Выбор небольшой, констатирует председатель А ОЖдПС Андрей Соболев, сервисные центры есть только у заводов-изготовителей. И ни одно из вагоноремонтных предприятий не оказывает услуги по ремонту эластомерных поглощающих аппаратов.

Тенденция привела к отсутствию независимой конкуренции на рынке ремонта поглощающих аппаратов, что, конечно же, вылилось в высокую стоимость капитального ремонта аппаратов. Чтобы избежать диктата в капитальном ремонте от завода производителя, операторы вынуждены соглашаться на покупку нового поглощающего аппарата, который произвел этот же завод производитель. А это значит, рынок переживает искусственное провоцирование спроса на новые поглощающие аппараты и фактическое снижение срока их службы.

Дефицит бензина: эксперты путаются в прогнозах

Биржевые цены на бензин бьют рекордные показатели февраля 2022 года: Аи-95 подорожал более чем на 60 тыс. рублей за тонну, а Аи-92 — 53 тыс. рублей за тонну. А это значит, в России объем продаваемого топлива возможно уменьшится. Эксперт топливного рынка, заместитель директора топливной компании ГЭЙНФУЛ Анастасия Бунина, говорит, главными покупателями российского бензина стали Нигерия, ОАЭ, Мальта, Ливия и Греция и из-за увеличенного экспорта на отечественном рынке топливо остается в меньшем объеме

«На оптовых нефтебазах бензина практически нет. Ограничение экспорта и увеличение объемов обязательной продажи бензина на товарной бирже позволит насытить внутренний рынок России и повлияет на снижение закупочных цен на бензин. Недостаток субсидий будет перекрываться внутренними резервами, реализацией на внутреннем рынке. Тем не менее эти шаги вряд ли снизят цену для розничного клиента, таких тенденций не наблюдается», – говорит Анастасия Бунина.

Дефицита бензина нет, его достаточно, считает заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

«Существует лишь структурный дефицит на бирже: пропорции потребления тяготеют к большей доле премиум, а на бирже продается треть 95 и две трети 92. Это один из основных факторов роста цены, наложившийся на рост сезонного спроса», – добавляет он.

По его словам, увеличение объемов на торгах приведет к росту предложения на бирже и снижению цен.

«С учетом задачи прошлого года по налаживанию поставок на восток многие потребители просто не поймут, почему топливо пропадет, и поменяют поставщиков. А при наличии долгосрочных контрактов на поставку моторного топлива запрет экспорта может грозить штрафными санкциями для наших нефтяников», – добавляет Дмитрий Гусев.

Вопрос о запрете экспорта бензина сейчас не стоит, обсуждаются лишь возможности ограничения вывоза за рубеж топлива, для производства которого были выплачены средства из бюджета в рамках демпфирующего механизма, подчеркивает заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России Игбал Гулиев.

«На мой взгляд, предположение о возможном устойчивом дефиците бензина на российском рынке ошибочно. По данным Минэнерго, в целом на внутренний рынок в течение первых двух декад мая 2023 года было отгружено на 6,5% автомобильного бензина больше, чем за аналогичный период 2022 года. Необходимо также принимать во внимание санкционные ограничения, которые также будут способствовать снижению объемов экспорта нефтепродуктов. В целом, я считаю, что ситуация по бензину носит временный характер до балансировки рынка к давлению внешних факторов», – говорит Игбал Гулиев.

Однако эксперты отмечают, ожидать увеличение стоимости розничного топлива все же следует: нефтепереработчики будут стремиться покрыть свои потери, расходы владельцев заправок увеличатся из-за роста оптовых цен. Хорошая новость для потребителей: неограниченно поднять цены на АЗС не получится – они не должны превышать уровень инфляции.

Освоение Арктики под угрозой: не хватает судов, портов и кадров, а также меняется климат

На острове Уединения вышла из строя новая станция. Вероятнее всего – это результат встречи белого медведя с оборудованием. А охранять аппаратуру некому, об это рассказали на арктической научно-деловой конференции POLAR 2023. Заявлено, не все данные можно собрать в автоматическом режиме: автоматы, из-за сложных климатических условий и логистики, можно починить лишь в летнюю навигацию. Эксперты заявляют, в русской Арктике нужно развивать инфраструктуру, сотрудники там должны не только работать, но и жить. Впрочем, и гидрографический флот требует обновления: сейчас строят новый, модернизируют старый флот. Итого в этом году 2 специализированных судна выйдут в Арктику уже в этом году, а еще 3 построят, по плану, к концу года.

Но, главное, глобальное потепление достигло пика. По словам ученых из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института температура может начать снижаться, но произойдет это к 2050 году. Сегодня, с ускорением изменения климата, Арктика освобождается ото льда и ее природные богатства и транспортные маршруты становятся доступнее, однако проблем с уходом льдом меньше не становится, заявляют эксперты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions