+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.06.2025 12:00:00
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Неделя инфраструктуры и решений: цифровизация, рекорды на Востоке и корректировка стратегии

Первая неделя июня 2025 года принесла заметные события в сфере железнодорожного транспорта и транспортной политики. На фоне снижения объемов погрузки на сети РЖД продолжается рост пассажиропотока и фиксируются рекорды грузооборота на восточном направлении. Активизируются процессы цифровизации и импортозамещения, обсуждается обновление Транспортной стратегии России, а также принят закон о цифровом контроле за логистикой. Подробности — в нашем подробном недельном обзоре.

Неделя инфраструктуры и решений: цифровизация, рекорды на Востоке и корректировка стратегии

Погрузка на сети РЖД сократилась, но экспорт через Дальний Восток продолжает расти

По данным ОАО «РЖД», в мае 2025 года объем погрузки на железнодорожной сети составил 94,6 млн тонн, что на 9,4% ниже, чем за аналогичный период 2024 года. Основные причины снижения — сокращение внутрироссийских поставок строительных материалов на 19,4%, вызванное уменьшением спроса со стороны строительного комплекса, а также падение отгрузок нефтепродуктов на 8,9% на фоне плановых ремонтов на НПЗ.

Отдельные виды грузов демонстрируют положительную динамику: на 24,4% выросли объемы перевозки рыбы, на 6,5% — сахара, на 2,8% — удобрений. Это говорит о сохраняющейся активности в аграрном и продовольственном секторе.

Особо стоит отметить рост отгрузки на экспортное восточное направление, где в мае перевозки увеличились на 1,3%, в том числе отгрузка угля — на 2,7%. Это подтверждает устойчивый спрос на российское сырьё со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Восточное направление достигло рекордного грузооборота

Объём грузооборота на восточном направлении за январь–май 2025 года достиг 2,6 млн т-км в сутки, что стало историческим максимумом. Рост составил 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, несмотря на общее снижение объемов погрузки по сети.

Однако проблему представляют так называемые «инфлированные заявки» — случаи, когда грузоотправители бронируют перевозки, но не предъявляют грузы к отправке. В мае потери по таким заявкам составили 24 млн тонн, из них 16,4 млн — на южном направлении, 3,9 млн — на восточном, 3,4 млн — на западном. Эта проблема снижает эффективность использования инфраструктуры и мешает точному планированию графиков движения.

В РЖД заявили, что ведут активный диалог с клиентами и разрабатывают механизмы для повышения ответственности за соблюдение логистических обязательств.

Пассажирские перевозки растут: май подтвердил позитивный тренд

Железнодорожные пассажирские перевозки продолжают расти. В мае 2025 года услугами РЖД воспользовались 111,9 млн человек — это на 2,4% больше, чем в мае прошлого года. Основной прирост пришелся на пригородное сообщение (+2,3%), но и дальнее следование также показало рост (+3,6%).

С января по май 2025 года поездами РЖД перевезено 507,5 млн пассажиров, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Прирост в сегменте дальнего следования может быть связан с оживлением внутреннего туризма, а также расширением числа маршрутов и улучшением уровня сервиса.

Этот рост подтверждает стабильный восстановительный тренд в пассажирском сегменте, особенно на фоне сезонного увеличения мобильности населения.

РЖД завершит переход на отечественное ПО к 2030 году

ОАО «РЖД» объявило о планах полностью отказаться от иностранного программного обеспечения к 2030 году, а все критически важные системы перевести на российские аналоги уже к 2027 году. Об этом сообщил заместитель генерального директора Евгений Чаркин на конференции ЦИПР-2025.

По его словам, импортозамещение проходит планомерно, без сбоев, и ни один российский вендор не отказался от участия в процессе. Это позволяет говорить о формировании устойчивой ИТ-инфраструктуры в транспортной отрасли на базе отечественных разработок, что особенно важно в условиях внешних ограничений.

Минтранс готовит обновление транспортной стратегии с учетом регионов

Министерство транспорта России до конца 2025 года начнёт корректировку Транспортной стратегии РФ до 2035 года, утверждённой в 2021 году. Замглавы Минтранса Александр Пошивай сообщил, что в обновлённый документ войдут предложения от субъектов РФ, включая регионы Сибири.

Акцент будет сделан на повышение доступности, развитие железнодорожной и водной инфраструктуры, расширение авиасообщения, а также актуализацию задач с учётом новой геополитической и экономической реальности. Корректировка стратегии позволит точнее выстраивать приоритеты инвестиций в транспорт.

Развитие железнодорожной инфраструктуры — за счёт бюджета РЖД

Министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что ключевые проекты в железнодорожной отрасли будут финансироваться из собственных средств РЖД. Это касается, в частности, модернизации БАМа, Транссиба, развития подходов к портам и транспортных узлов.

Для других направлений, таких как развитие Северного морского пути, предполагается привлечение международных инвесторов, поскольку СМП рассматривается как перспективный логистический маршрут мирового значения.

Новый цифровой маршрут из Китая в Беларусь — результат международного партнёрства

4 июня в Белоруссию прибыл первый полностью цифровой поезд по маршруту Шанхай – Жодино, прошедший оформление без бумажных документов. Проект реализован в рамках платформы ИНТЕРТРАН при участии ОАО «РЖД», Белорусской железной дороги и китайских логистических партнеров.

Контейнеры с автокомплектующими были доставлены морем в Большой порт Санкт-Петербург, после чего отправлены железнодорожным составом в Беларусь. Этот маршрут стал примером эффективной цифровой интеграции морской и ж/д логистики, а также показал возможности сокращения сроков и повышения прозрачности доставки грузов.

Новый закон о контроле за грузоперевозками вступает в силу с 2025 года

Совет Федерации утвердил закон, усиливающий государственный контроль над транспортно-экспедиторской деятельностью. Документ предполагает обязательное оформление экспедиторских документов в электронном виде, создание реестра уведомлений и передачу данных через цифровую платформу «Гослог» под управлением Минтранса.

Закон вводится поэтапно:

  • С 1 сентября 2025 года — базовые положения

  • С 1 марта 2026 года — уведомительный порядок

  • С 1 сентября 2026 года — обязательное использование электронной формы

Также вводятся ограничения на передачу персональных данных за рубеж при международных перевозках, что усилит контроль за информационной безопасностью логистики.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions