Насколько отразится на росте транзитного грузооборота развитие трехстороннего коридора Россия – Монголия – Китай, которое в последнее время получило дополнительный импульс, можно будет узнать из материала «Коридор на троих».
Отметим, что идея превращения существующего железнодорожного коридора Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор – Замын-Ууд – Эрлянь в транспортный коридор, который можно использовать для транзита, была выдвинута еще в 2005–2007 гг. Однако в дальнейшем дело застопорилось.
На то, что инвестиции в развитие этого маршрута способны принести положительный результат, указывает динамика объема транзитного контейнеропотока. Так, перевозки транзитных контейнеров из Китая в Россию и европейские страны через территорию Монголии в 2017 году достигли 60 тыс. TEU, что в 6 раз больше, чем в 2016-м. При этом было отправлено втрое больше контейнерных поездов. А уже в I полугодии 2018-го перевозки через погранпереход Наушки увеличились еще на 85% относительно того же периода 2017-го, причем максимальный рост был достигнут в направлении ЕС – Китай.
Свой кусок транзитного пирога имеет и Беларусь. С грузопотоками из Китая связаны практически все восемь ключевых направлений БЖД. И все они замыкаются на погранпереходах с РФ. Кстати, в последнее время в Белоруссии от Китая ждут не только добавку транзита. В 2018 году в рамках развития торгово-экономических отношений между двумя странами поставлена новая задача – создать условия не просто для расширения потока товаров из Поднебесной в Европу, но и для продвижения белорусского экспорта на китайский рынок. Насколько это реально, какие здесь существуют барьеры и что даст развитие сервиса через российский порт Калининград – в статье «Особенности национального транзита».
В настоящее время ситуация на рынке железнодорожных перевозок остается непростой, в условиях дефицита подвижного состава конкуренция операторов за грузопотоки не снижается и все ищут способы повышения производительности вагонного парка. Известно, что его сверхнормативный простой негативно влияет как на производственные показатели собственника, так и на общую ситуацию на сети, поэтому практика штрафных санкций за излишнее нахождение под процедурами погрузки-выгрузки вновь приобрела свою актуальность. Сейчас аккуратные операторы создают службы претензий и выставляют все штрафы виновным. Кроме того, сейчас Минтранс готовится внести в правительство изменения в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ», по которым ОАО «РЖД» получит возможность напрямую штрафовать грузоотправителей и грузополучателей. Что об этом думают участники рынка – в материале «Штраф «по-джентльменски».
Каковы перспективы на рынке железнодорожных рефрижераторных перевозок и какой должна быть стратегия развития бизнеса в сегменте перевозок скоропортящихся грузов, обсуждалось на очередном деловом семинаре «Как выиграть на рынке рефперевозок в условиях нормативных изменений и дефицита парка?», который проводил журнал РЖД-Партнер.
Несмотря на то, что вскоре будут списаны старые рефрижераторные вагоны, дефицита парка не наблюдается. Во-первых, сильно сократились сами перевозки, а во-вторых, сегодня развитие рынка сконцентрировано на закупке операторскими компаниями рефрижераторных контейнеров, причем преимущественно подержанных китайских. Другое дело, что нет и драйвера для увеличения грузовой базы. Им могли бы стать перевозки рыбы с Дальнего Востока в центральные области России, но как раз этот год показал все неблагополучие ситуации. Подробности – в статье «Как разогреть, не разморозив?»
В начале июля Минюст России зарегистрировал перечень из 300 промышленных предприятий I категории, оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду. В РСПП остались несогласны с технологией оценки производственных предприятий по степени вредного воздействия.
«Наибольшие разногласия вызывает перечень объектов, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60% (приказ Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154). Это предприятия, которые с 01.01.2019 г. по 01.01.2022 г. обязаны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Включение юридических лиц в перечень носит бессистемный непрозрачный характер, критерии отбора не соответствуют тем, которые установлены постановлением правительства РФ № 1029», – уверен заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию, руководитель проекта по вопросам экологии компании «Базовый элемент» Юрий Максименко. Каковы основные недоработки в проекте комплексных экологических разрешений Минприроды России и что стоит изменить в алгоритме отбора – в интервью «Черный список раздора».
Подпишитесь на журнал РЖД-Партнер, чтобы быть в курсе актуальных тем транспортной отрасли! Подробности по ссылке.