Из прошедших в финал конкурса «РЖД-Партнер» одиннадцати работ мне как члену экспертного жюри больше всего понравились три работы, которым я поставил максимальный балл. Так, очень интересной оказалась работа на тему «Прейскурант № 10-01. Проблемы и решения», где автор продемонстрировал глубокое понимание проблем тарифообразования на железнодорожном транспорте и высказал мнение о возможности решений некоторых из них в новой версии Прейскуранта № 10-01.
Работу «Анализ влияния профицита на динамику ставок аренды полувагонов» писал мой дипломник, поэтому хвалить ее мне как преподавателю не совсем этично и правильно. Однако отмечу, что, на мой взгляд, первое место им получено совершенно справедливо и заслуженно. В работе сделана попытка оценить количественными методами (с помощью регрессионного анализа) влияние профицита/дефицита на рынке полувагонов на уровень ставок аренды. Был сделан вывод о том, что в различные периоды степень этой зависимости различается. Так, в 2013 году она была менее заметной, а в 2015–2016 гг. и I квартале 2017 года – ярко выраженной: для этого периода коэффициент детерминации («R-квадрат») в полученной регрессии получался порядка 0,7, то есть, грубо говоря, динамика ставок на 70% детерминировалась (определялась) динамикой профицита полувагонов.
Третья работа, которую хотелось бы отметить, была выполнена на тему «Моделирование показателей работы железнодорожного транспорта РФ» и содержит очень серьезный, квалифицированный и интересный экономико-статистический анализ основных показателей работы РЖД и прогноз на 2018–2019 гг. Я бы отметил не только актуальность работы, но и то, что автор демонстрирует как прекрасное владение статистическими данными, так и знание конъюнктуры рынков основной продукции, перевозимой железнодорожным транспортом.
В целом все работы – и те, что попали в призовую тройку, и те, что не попали, можно оценить как актуальные и интересные. И я бы пожелал всем авторам продолжать исследовательскую деятельность и углублять свои знания.