Как ни крути, но в многомиллионном мегаполисе вопрос экологии будет в первую очередь связан с транспортом. В работе форума приняли участие более восьмидесяти экспертов транспортной отрасли, представителей бизнеса, чиновников.
«Через Северную столицу проходит огромное количество опасных грузов, - сказал, например, начальник Отдела координации аварийных работ Комитета по природоведению, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игорь Березин. – Только водным путем, по Неве, в период навигации перевозят 5-6 миллионов тонн опасных веществ. А есть еще авто и железнодорожный транспорт. Безусловно, городу было бы полезно знать состав перемещаемых через него химических продуктов. Так заведено, например, в Евросоюзе, где давно действует требование о декларации содержимого груза. У нас, подобный указ, к сожалению, отменен. Сделано это с тем, чтобы облегчить бумажную волокиту для бизнесменов. Жаль. Раньше такое требование существовало».
И.Березин: Безусловно, городу было бы полезно знать состав перемещаемых через него химических продуктов
Больше всего на форуме досталось на орехи автотранспорту. Выступающие были единодушны: чем меньше в городе автомобилей, чем больше (в возможных зонах) они замещены на поезда, тем лучше экологическое состояние мегаполиса. И даже вспомнили высказывания Мэра Берлина Клауса Воверайта, который открыл выставку железнодорожного транспорта словами: «С самолета и автомобиля – на железнодорожный транспорт».
Как раз о железной дороге рассказал главный инженер Октябрьской железной дороги Валерий Танаев. По его словам, сегодня ОАО «РЖД» более 85% грузов перевозит с использованием электровозов, что приводит к снижению загрязнения воздуха углекислым газом по сравнению с автотранспортом. «В 2016 году один из напряженных участков движения Октябрьской железной дороги Гатчина – порт Усть-Луга планируется перевести на электрическую тягу. При этом уже сегодня доставка тяжеловесных поездов весом 8000-9000 т из Западной Сибири в Усть-Лугу по энергосберегающим ниткам графика позволяет достичь экономии 3–5%», – отметил В. Танаев.
В.Танаев: В 2016 году один из напряженных участков движения Октябрьской железной дороги Гатчина – порт Усть-Луга планируется перевести на электрическую тягу
Большой интерес вызвало выступление старшего вице-президента VR Group по связям с общественностью и окружающей среде Отто Лехтипуу. Он рассказал о системе организации бизнеса в транспортной группе, в которой традиционно значительное внимание уделяется экологическим программам и усилиям по снижению воздействия транспорта на окружающую среду. Сегодня в железнодорожном подразделении VR Group используется 9 тыс. вагонов, многие из которых требуют замены. «Компания собирается сократить парк вагонов, а оставшимися перевозить большие объемы грузов. Для этого планируется увеличить вместимость вагонов с 20,5 до 25 кт. Эти меры, в частности, помогут нам в рамках программы по повышению энергоэффективности и снижению воздействия на окружающую среду», – рассказал он.
О.Лехтипуу: Компания собирается сократить парк вагонов, а оставшимися перевозить большие объемы грузов
И. о. руководителя филиала АО «РЖД Логистика» в Санкт-Петербурге Дмитрий Бибиков также рассказал о реальных проектах компании, законченных в конце 2014 – первой половине 2015 года, по переводу перевозок крупных грузоотправителей с автомобильного на железнодорожный транспорт. Проекты были реализованы главным образом в Уральском регионе, и клиентами «РЖД Логистики» стали крупные горнорудные управления. Итогом работы только за I полугодие 2015-го стал перевод на рельсы около 500 тыс. т грузов, что не только позволило снизить выбросы СО2 в атмосферу, но и уменьшило нагрузку на автодорожную сеть ряда областей.
Д.Бибиков: Итогом работы только за I полугодие 2015-го стал перевод на рельсы около 500 тыс. т грузов
И все же откровенно пугающих цифр в сторону автотранспорта не прозвучало. «Мы оцениваем состояние углекислого газа на 22 станциях Северной столицы, - отметил Березин. - В 90 процентах случаях показатель CO2 у нас в норме. Газоанализатор выдает неутешительные данные разве что в безветренную погоду при возникновении автомобильных пробок».
Докладчики не обошли стороной и набирающий популярность тренд - жить за городом. Оказывается, ученые вычислили идеальное расстояние между домом и работой. И получили трехзначное число, равняющееся … 300 км. При этом сами представители среднего класса не хотят тратить на дорогу более часа в один конец.
«Пока решение этой задачи упирается в отсутствие соответствующего транспорта, - рассказал руководитель научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС Анатолий Зайцев. – Автомобиль, конечно же, не может развивать такую скорость. Но существуют разные идеи. Сейчас в ряде стран, например, в Японии и Южной Корее активно используется транспорт на воздушной подушке. Первые экспериментальные его варианты, кстати, появились не за рубежом, а у нас еще в Советском Союзе, в Армении. Но и теперь он является очень перспективным видом транспорта».
А.Зайцев: Транспорт на воздушной подушке является очень перспективным видом транспорта
Разумеется, вопрос экологии не упирается исключительно в транспортный аспект. Говорили участники и о раздельном сборе отходов, и об уменьшении предприятиями выбросов вредных вещество в атмосферу, и о различных вариантах повторного использования бумаги.
К слову, о бумаге. Среди докладов были и совсем необычные. Например, руководитель направления «Офис» компании Antalis Сергей Игнатьев выступил… против так популярного сегодня безбумажного ведения документооборота. Он сказал буквально следующее: «За 60-80 лет вырастает новое дерево. Сама по себе бумага может быть переработана семь раз. А вот компьютеры, которые должны использоваться для безбумажного ведения дел, утилизации практически не подлежат. Кроме того, безбумажное делопроизводство требует гораздо большего количества использования электроэнергии».
С.Игнатьев: безбумажное делопроизводство требует гораздо большего количества использования электроэнергии
Была на форуме одна мысль, высказанная руководителем службы охраны труда и окружающей среды JTI в СНГ Юлией Андреевой. Ее и хочется процитировать как объединяющую все выступления: «Про экологию мы вспоминаем тогда, когда экологические организации пытаются пресечь катастрофу или очередной поезд сходит с рельсов. Хотя совершенно понятно, что большинство проблем у стран, даже расположенных на разных континентах, общие. А значит, нам давно пора выработать единую стратегию».
Ю.Андреева: Нам давно пора выработать единую стратегию
Напомним, что стратегическим партнером Форума является Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК).
II Международный форум «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы» проходил при поддержке Международного союза железных дорог (UIC), Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), ОАО «Российские железные дороги», Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA), комитета по транспорту (администрация Санкт-Петербурга) и комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (администрация Санкт-Петербурга).
За информационную поддержку мы благодарим корпоративное телевидение ОАО «РЖД» – РЖД ТВ, журнал «Эксперт Северо-Запад», российскую газету The Moscow Times, международное информационное агентство Think Railways, газету «Гудок», информационно-аналитическое агентство Portnews, отраслевой портал Logistics.ru, журнал The RZD-Partner International, белорусский портал грузоперевозок Transinfo.by, журнал «Вестник транспорта», еженедельную газету для пассажиров «Стрела», сообщество специалистов по логистике и управлению цепями поставок «Клуб Логистов | Логист.ру», некоммерческое партнерство «Экологический союз», журнал «Инновации транспорта», электронное СМИ о логистике в России «ЛОГИРУС» и газету «Октябрьская магистраль».
Елена Харламова