Согласно первому /модель конкуренции "за маршрут"/, перевозчики будут бороться за право осуществлять грузоперевозки на том или ином маршруте. По результатам государственного конкурсного отбора эту возможность получит одна из компаний на срок 5-10 лет. Второй сценарий /модель "на маршруте"/ предполагает конкуренцию между компаниями с равными правами доступа на магистральных маршрутах. На отдельных участках железнодорожной сети параллельно с ОАО РЖД будут осуществлять деятельность несколько локальных грузовых перевозчиков. При этом госкомпания остается общесетевым перевозчиком.
Оба варианта, отмечают в руководстве ДВЖД, повлекут за собой проблемы в эксплуатации инфраструктуры. Но если в первом заложены главным образом технологические риски, связанные с усложнением взаимодействия участников перевозок, то во втором "последствия могут быть более негативными". По словам начальника Дальневосточной дирекции управления движением Виталия Зеленько, создание института локальных перевозчиков чревато рисками в системе безопасности движения поездов. К их числу он относит отправку поездов с числом вагонов и весом ниже допустимых норм, увеличение простоев, уменьшение скоростей. Все это будет приводить к нерациональному использованию и без того ограниченной инфраструктуры, делают вывод в ДВЖД. Пострадает и бизнес морских портов, поскольку неминуемо нарушится совместная работа со стивидорными компаниями. В итоге представители ДВЖД предложили участникам совещания поддержать консервативный вариант - конкуренцию "за маршрут" - по реализации пилотного проекта и направить в Минтранс РФ соответствующее обращение.
В свою очередь, стивидоры и грузовые операторы региона, напротив, заинтересованы в приходе частных перевозчиков, но для допуска новых игроков на магистраль просят доработать механизмы тарифообразования, чтобы иметь возможность быть конкурентноспособными по сравнению с РЖД.