Данное судно, исходно принадлежавшее ГП «Керченский морской рыбный порт» (Украина), перешло в собственность Крыма после его отделения и было передано в бербоут-чартер компании Cowen Management S.A. Как отмечается в материалах кабмина Украины, данная оффшорная компания с высокой степенью вероятности контролируется российской стороной.
В связи с непокрытыми финансовыми обязательствами по судну (искусственными, по оценке правительства республики) оно было арестовано в порту Ялова (Турция); в январе была сделана попытка его реализации на аукционе. Благодаря протесту украинской стороны продажа была заблокирована; на судно прибыла украинская команда.
Со своей стороны, государство Украина подало иск к фрахтователю с требованием погасить накопленную задолженность (компания перестала вносить платежи за бербоут-чартер с февраля 2015 года). На февраль 2016-го запланировано судебное разбирательство в Стамбуле по поводу снятия с судна ареста и его возвращения в Украину. Попутно будет рассматриваться вопрос аннулирования его крымской регистрации. Прокуратура Одесской области и прокуратура Турции начали совместное уголовное производство по поводу действия капитана судна – ему инкриминируется попытка незаконного завладения государственной собственностью Украины путем мошенничества.
Напомним, как сообщал ранее РЖД-Партнер, правительство Украины выдвигало идею возрождения национального торгового флота за счет создания второго (параллельного) регистра со статусом международного. Мининфраструктуры республики разработало проект закона «О Международном Реестре морских и речных судов Украины», предложив его как законодательную базу для привлечения банковского и инвестиционного капитала в сферу национального судоходства, судостроения и торговли судовым тоннажем. Однако данная инициатива была заморожена после очередной ротации правительства.
Владимир Каткевич