Механизм стимулирования – снижение ставок акцизного налога на импорт б/у автомобилей. «Среднее количество автомобилей на 1000 лиц в Европе составляет около 487 шт., в Украине же этот показатель в 2,5 раза ниже и составляет около 201 автомобиль на 1000 лиц. Средний возраст авто в Украине составляет около 18,2 лет, в то время как в Европе – 8,6 лет. Таким образом, автопарк наших граждан требует значительного обновления», - указано в обосновании решения парламента. Упор на рынок подержанных авто сделан законодателями исходя из падения покупательской способности населения и снижения объемов импорта автомобилей (в т.ч. и ввиду девальвации нацвалюты). «Потребители не в состоянии покупать новые импортные автомобили из-за их высокой стоимости в гривне, однако не могут покупать и импортные подержанные автомобили ввиду высоких ставок акцизного налога, что делает цену неконкурентоспособной», - указано в документе.
Кроме того, новая норма призвана ликвидировать «серые» схемы импорта б/у авто, использующие механизм временного ввоза нерезидентами в таможенном режиме транзита. «Тенизация данного сектора экономики, создаваемая высокими ставками акциза, приводит к значительным утратам для государственного бюджета», - подчеркивается в законопроекте. Соответственно, его цель сформулирована как
«увеличение поступлений в госбюджет за счет детенизации автомобильной отрасли». По оценке законодателей, внедрение новой нормы приведет к росту бюджетных платежей в объеме порядка $50 млн в год. Рост объемов импорта подержанных авто ожидается на уровне 20 тыс. ед. Новое положение введено как временное - на срок до 31 декабря 2017 года.
Напомним, как отмечал РЖД-Партнер, Украина снижает объемы товарного импорта, что, в частности, выражается в падении объемов морской перевалки импортных контейнеров (по итогам 2015 года – на 30% к 2014-му, до 225 тыс. TEU). В целом годовое сокращение импортного товаропотока в страну составило 31% (-$17 млрд, до $37,5 млрд).
Владимир Каткевич