Во время поездки в Тихвин, где в понедельник под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева прошло рабочее совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития транспортного машиностроения, А. Бокарев отметил интерес акционеров ТМХ к планам РЖД по продаже блокпакета акций, принадлежащего холдингу, о которой ранее заявил президент РЖД Владимир Якунин. При этом российские и французские акционеры «Трансмашхолдинга» готовы участвовать в покупке пакета пропорционально своим долям в бизнесе компании.
«У нас есть первоочередное право в рамках закрытого акционерного общества, – цитирует агентство слова бизнесмена. – Они (Alstom) будут свою часть покупать, мы – свою. У них – порядка 8%, у нас – все остальное. Обсуждения идут. Мы точно не откажемся, а они – пока непонятно, скорее всего не будут отказываться». По словам А. Бокарева, Alstom имеет право на выкуп 8% акций из предложенного пакета. Отмечая на вопрос о возможной цене сделки, он заметил, что оценку пакета проводит ОАО «РЖД», но она будет выше цены покупки.
О планах по продаже пакета 25% плюс 1 акция нидерландской компании The Breakers Investments B.V., владеющей 100% ТМХ, В. Якунин объявил в начале февраля текущего года. По словам президента ОАО «РЖД», акционеры ТМХ проявляли интерес к обратному выкупу блокирующего пакета еще в декабре 2014-го. «Совет директоров РЖД одобрил это решение», – сообщил В. Якунин.
Соглашение о покупке РЖД акций ТМХ было подписано в декабре 2007 года. Сделка закрыта летом 2008-го, в результате которой железнодорожники приобрели четвертую часть акций за 9,3 млрд рублей. 31 марта 2009 года между ТМХ и Alstom был подписан меморандум о стратегическом партнерстве в вопросе разработки и производства железнодорожной техники на мощностях российских заводов холдинга. Еще через год французская компания также стала владельцем блокирующего пакета (25% плюс 1 акция) The Breakers Investments B.V.
Комментируя покупку акций ТМХ в момент заключения сделки, В. Якунин отмечал, что РЖД идут на этот шаг для того чтобы поддержать транспортное машиностроение России и влиять на качество и номенклатуру выпускаемой продукции. Согласно контракту, РЖД став собственником, принимали участие в формировании и принятии производственной программы, стратегического плана годового и долгосрочного бюджета и бизнес-планов; в разработке стратегии развития и плана по НИОКР, включая формирование системы среднесрочный и долгосрочных договоров поставки продукции; в разработке и утверждении инвестиционной программы. Роль продукции ТМХ закреплялась в Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.
Кроме этого, в рамках стратегии ОАО «РЖД» способствовало появлению в России еще одного производителя локомотивов, которым стала группа «Синара», заключившая договор о стратегическом партнерстве с концерном Siemens. В настоящее время подразделением «Синара – Транспортные машины» выпускается продукция для РЖД, а сами железнодорожники могут размещать заказы в условиях конкурентной среды. Для нужд холдинга изготавливается до 60% продукции ТМХ и до 90% у «Синара – Транспортные машины». Именно это стало одной из причин продажи собственной доли в капитале ТМХ, отметил В. Якунин в феврале текущего года.
Сотрудничество РЖД и ТМХ активно развивалось в рамках созданного некоммерческого партнерства производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ»), работу которого курирует старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. В рамках партнерства РЖД контролировали не только эксплуатационные, но и качественные показатели работы машиностроителей, способствовав адаптации в российском машиностроении европейского стандарта качества IRIS, сертификацию соответствия которому получили и предприятия ТМХ.
Стоимость пакета акций президент РЖД оценил в феврале 2015 года в 13 млрд рублей. По словам В. Якунина, доход от их возможной продажи входит в сумму 23 млрд рублей, которые холдинг планировал выручить от продажи имущества в 2015 году. По оценкам аналитиков, стоимость пакета в настоящее время может составлять от 24 млрд рублей (Михаил Бурмистров, Infoline) до 35 млрд рублей (Андрей Рожков, ИФК «Метрополь»).
Общая стоимость ЗАО «ТМХ» оценивается в настоящее время в 130–140 млрд рублей. Выручка акционерного общества по МСФО в 2013 году составила 154,3 млрд руб., чистая прибыль – 15 млрд руб.
Алексей Лебедев