Правительство уже несколько лет обсуждает механизмы перевода судов российских судоходных компаний в юрисдикцию РФ из "удобных" налоговых зон, но до введения секторальных санкций вопрос "обсуждался достаточно вяло", поскольку, "затраты и юридические сложности при переходе в РФ высоки", отмечают источники издания. Теперь же появилась необходимость полного контроля над доставкой углеводородов, объясняет один из источников. Он отмечает, что учтен и опыт США, где все каботажные перевозки нефти идут только под государственным флагом. Кроме того, собеседники издания сходятся во мнении, что "ключевая задача - сохранение налогов в России и загрузка отечественных верфей".
Источник на рынке отмечает, что после перехода судов, экспортирующих СПГ и шельфовую нефть, под российский флаг их доходность снизится, так как помимо ежегодного сбора в РФ есть много других платежей - НДС, входные пошлины и т. д. Он допустил, что из-за недоступности западных кредитов крупнейший в РФ "Совкомфлот" или другие судовладельцы могли обратиться за финансированием в российские госбанки, а те могли выдвинуть условие регистрации судов в России. Но источник "Ъ" в судоходном бизнесе говорит, что кредитование в банках РФ "с такими ставками и на длительный срок" до сих пор фактически закрыто.
Неизбежно встанет вопрос, как быть с судами уже строящимися или построенными под иностранными флагами, а также принадлежащими иностранным компаниям, считают источники издания. В то же время, ряд источников полагает, что возможно строительство под иностранным флагом за рубежом для привлечения иностранного финансирования, а затем перевод под флаг РФ.
Перспектива перевода экспорта углеводородов с шельфа на отечественные суда кажется источникам еще более туманной, т.к. отечественные верфи до сих пор не готовы строить такие танкеры, а верфь "Звезда" еще не достроена.
Источник "Ъ" в компании, экспортирующей углеводороды, полагает, что это "не вопрос добывающих компаний", а "поправки должны больше волновать судовладельцев и грузополучателей". Другой источник издания отмечает, что такой подход "приведет к удорожанию фрахта и снизит налогооблагаемую базу" проектов. В то же время аналитики полагают, что финансовая нагрузка на судовладельцев вырастет незначительно, зато у госбанков появится стимул их кредитовать и вырастет поступление налогов в бюджет.