Проблемы обновления парков техники сегодня активно обсуждаются, но экономических условий для замены всех устаревших вагонов пока нет. Поэтому внимание железнодорожников сосредоточено на продлении сроков службы имеющегося подвижного состава. Однако состояние нормативно-правового регулирования в этом вопросе сегодня остается неудовлетворительным. Реформа технического регулирования, проводимая в России с 2003 года, определяет содержание технических требований к железнодорожной технике. Технические регламенты о безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденные комиссией Таможенного союза – это единственные общеобязательные специальные стандарты в данной сфере. Документы устанавливают требования только ко вновь выпускаемой продукции и предписывают общие условия её эксплуатации и ремонта. Технические же детали техобслуживания регламентируются неполно.
Таким образом, в настоящий момент существует огромный пробел в законодательном регулировании данной сферы, который восполняется только внутренними актами ОАО «Российские железные дороги», которые не носят общеобязательный статус, так как не являются нормами государственного права. И до внесения необходимых изменений в законодательство органы государственной власти не смогут контролировать качество ремонта железнодорожной техники, которое сейчас является одним из ключевых факторов в вопросе снижения аварийности. До момента появления в законодательстве соответствующих требований и регламентов, стимулировать качественное выполнение ремонтниками своей работы может только сам заказчик. В этих вопросах особое внимание необходимо уделить составлению договоров с контрагентами на осуществление ремонта техники. Помимо этого, грамотная приёмка отремонтированных вагонов и установление существенной для контрагентов ответственности за неприемлемое качество ремонта – необходимая мера, которая позволит проконтролировать качество техобслуживания и снизить риск аварий.
Андрей Лебедев, генеральный директор ГК "Крикунов и партнеры"