РЖД в настоящее время выстраивает модель единого интермодального оператора для формирования логистической цепочки поставок товаров из Азии в Европу за счёт кооперации с партнёрами в Казахстане и Белоруссии. Соответственно, «Трансконтейнер» является ключевым активом, на базе которого будет выстраиваться бизнес ОТЛК. Из-за существенной доли «Трансконтейнера» на рынке перевозок в РФ все акционеры компании: и РЖД, и Группа «Сумма» были заинтересованы в увеличении своих долей в капитале, но только у ОАО «РЖД» в 2016 году оказалось устойчивое финансовое положение, которое позволяло оплатить пакет ЕБРР сразу и целиком, поэтому сделка состоялась и была заключена через близкий к железнодорожной монополии НПФ «Благосостояние» как только поступило предложение.
ЕБРР, продав свои 9,24% акции, смог зафиксировать прибыль от инвестиций с премией в 15% к средней цене на рынке. Напомню, что ЕБРР как финансовый институт работает по принципу инвестиционного фонда, оказывающего поддержку проектам в растущих отраслях с обязательной продажей своей доли по окончании инвестиционного цикла или при выходе на целевые показатели бизнеса. Сейчас из-за резкого падения объемов импорта и увеличения доли сырьевого экспорта развитие интермодальных перевозок в более технологичном сегменте перевозок грузов в контейнерах испытывает давление, и показатели деятельности всех операторов снижаются. Поэтому в момент стабилизации ЕБРР решил не ждать нового цикла роста перевозок в России, а просто выйти из капитала «Трансконтейнера», зафиксировав финансовый результат.
Любая продажа, особенно с премией по цене в 2390 руб. за акцию и премией в 15% к рынку, как в сделке ЕБРР и НПФ «Благосостояние», вызывает положительную переоценку капитализации компании, в которой проходят сделки слияния и поглощения. Кроме того, 24,17% «Трансконтейнера» ранее приобрела Группа «Сумма» - на фондовом рынке по цене до 4000 руб. за акцию. Поэтому, если структуры РЖД захотят консолидировать «Трансконтейнер», им придётся заплатить за актив ещё дороже, то есть ближе к справедливой цене без учёта текущих временных негативных проявлений на транспортном рынке.
Это значит, что стоимость акций контейнерного оператора и его капитализация могут вырасти, так как миноритарные акционеры будут рассчитывать на выкуп всех голосующих акций «Трансконтейнера» с рынка по цене не ниже, чем в сделке с Группой «Сумма». Такой вариант возможен, так как у Группы «Сумма» есть
проблемы с обслуживанием размещённого выпуска еврооблигаций, из-за которых возможна продажа части активов группы. Спекулятивно будет отыгрываться возможность выкупа акций «Трансконтейнера» по цене с существенной премией к рынку, так как Группа «Сумма» уже неоднократно отказывалась продать акции «Трансконтейнера» и в 2016 году не согласится расстаться с активом задёшево.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС»