На мой взгляд, причина достаточно банальна – доминирование государства над частным инвесторами в возможности инициации проектов ГЧП. По сути, это означает значительно более весомую роль государства в принятии инфраструктурных решений, хотя порой потребность в прямом бюджетном софинансировании или использовании формата частной инициативы в рамках 115-ФЗ или 224-ФЗ отсутствует.
В настоящее время к наиболее интересному региональному концессионному проекту, создание которого вошло уже в завершающую стадию (весной 2013 года было подписано соглашение между Правительством Удмуртии, банком ВТБ и ООО «Региональная инвестиционная компания»), относится строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реки Кама и Буй у города Камбарка на автомобильной дороге Ижевск-Сарапул-Камбарка-граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике. Целью проекта является обеспечение круглогодичной транспортной доступности населенных пунктов Камбарского муниципального района Удмуртской Республики и создание условий для укрепления транспортно-экономических связей г. Ижевска и других населенных пунктов Удмуртской Республики с соседними регионами - Республикой Башкортостан, Пермским краем и др. Стоимость проекта составляет 13866 млн руб.., в том числе капзатраты – 13268 млн руб. Концессионер после завершения строительства мостов будет их эксплуатировать в течение 49 лет в платном для пользователей формате, с ориентировочной стоимостью за проезд 200-250 рублей (не превышающим стоимость паромной переправы).
К наиболее неудачному проекту, конкурс по которому уже второй раз (9.06.2015) был признан несостоявшимся в связи с отсутствием конкурсных предложений, относится строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Обход города Волгограда. Южная часть». Проект направлен на разгрузку улично-дорожной сети города от транзитных, межобластных и межрайонных перевозок, общая протяженность дороги составляет около 46,8 км, сметная стоимость строительства – 14434,1 млн руб.
Перспективным и достаточно привлекательным направлением для частных инвестиций, с моей точки зрения, является строительство автодорожных путепроводов. Например, в Московской области планируют построить 12 платных железнодорожных переездов, которые станут альтернативой бесплатным
переездам в самых проблемных местах. На первом этапе планируется построить четыре объекта, общей стоимостью около 5 млрд руб.: на Павелецком направлении в Домодедове, на Ярославском направлении в Правдинском, на станции Черное, в Балашихе и в Кубинке (Одинцовский район). Стоимость проезда составит от 30 до 80 рублей. Строительство первых четырех путепроводов правительством Московской области планируется начать через полгода, а ввод в эксплуатацию - через 18 месяцев.
Однако аналогичные проекты в г. Москве - в районе станции Крекшино на 36-м км Киевского направления МЖД, второй - в районе станции Щербинка на 34-м км Курского направления МЖД, провалились. Концессионный конкурс на строительство и эксплуатацию переездов на платной основе был объявлен в начале 2015 года. После чего из-за изменений конкурсной документации сроки конкурса переносились, а сейчас он отменен из-за отсутствия интереса у инвесторов к предложенным департаментом городского имущества города Москвы условиям. Вероятная причина – недостаточно глубокая инвестиционная проработка проекта и плохо сбалансированное распределение рисков между сторонами. Напомню, что в среднем трудозатраты на подготовку и запуск проекта ГЧП в 8,4 раза превышают аналогичные, осуществляемые посредством государственных закупок.
Виталий Максимов, председатель Совета директоров ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп»