Данный вывод анонсирован по итогам анализа работы данного сегмента национальной экономики в 2015 году. В перечне охваченных компаний фигурируют, в частности, «Укрзализныця», ГП «Администрация морских портов Украины», ОПЗ, «Нафтогаз Украины», а также ряд крупнейших государственных стивидорных компаний.
Как констатировало правительство, наибольшее количество злоупотреблений происходят по схемам: экспорт/импорт по непрямым контрактам (через посредников); операции с сомнительными контрагентами. «Схемы не являются уникальными, однако их специфика такова, что ни единый контролирующий орган в Украине не имеет всех необходимых полномочий для проведения качественной проверки выявленных потенциально коррупционных операций самостоятельно», - указано в выводе. Положение усугубляется
отсутствием политической воли к решению этой проблемы – так, кабмин констатировал «отсутствие взаимодействия между органами власти ввиду бюрократии и политических разногласий между органами власти».
Для изменения ситуации предлагается ряд решений, опирающихся на изменение системы государственного контроля ТОП-компаний. Так, предлагается сосредоточить проверки на анализе контрактной базы компаний и их отношений с контрагентами; включить в состав проверяющих комиссий представителей правоохранительных органов и органов системы госуправления данными предприятиями.
Напомним, как сообщал РЖД-Партнер, согласно предварительным оценкам Мининфраструктуры Украины, финансовым результатом работы «Укрзализныци» в прошедшем году стал чистый убыток в размере $40 млн, при этом убыточность госкомпании повысилась более чем вдвое к 2014 году.
Владимир Каткевич