ОТЛК создана как логистическая компания, выступающая также оператором вагонов и грузовых терминалов. Акционеры должны были внести в ОТЛК ряд активов, но это сделало только ОАО РЖД, внесшее долю в "Трансконтейнере" и 100% минус одну акцию "РЖД-Логистики". В итоге ОАО РЖД в ОТЛК получило 99,84%, а КТЖ и БЖД, сделавшие денежный взнос в 32,7 млн руб.,- по 0,08%. В ноябре 2015 года КТЖ предложило ОТЛК модель asset-light (без активов), чтобы та лишь управляла контейнерными сервисами. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, поясняет, что причина смены концепции в том, что исходная модель работала, если клиентами ОТЛК выступали международные агрегаторы грузов. Но когда "Трансконтейнер" начал поиск грузов за рубежом, агрегаторы пригрозили уходом на морские маршруты. Астана была недовольна деятельностью "Трансконтейнера" и неравноправием партнеров в ОТЛК, говорит собеседник "Ъ". Другой собеседник "Ъ" замечает, что Казахстан не хотел вносить в ОТЛК свои активы. В итоге к марту главы акционеров утвердили базовые принципы новой модели, а 27 мая ее согласовал совет директоров ОТЛК, сообщал на прошлой неделе глава компании Алексей Гром.
На первой стадии акционерам нужно достичь паритета в капитале, то есть вывести за контур ОТЛК "Трансконтейнер" и "РЖД-Логистику", сообщалось в протоколе встречи глав акционеров ОТЛК от 29 марта. Затем должен быть и паритет в органах управления: по два представителя от акционера в совете директоров и правлении, по одному - в ревизионной комиссии. Производственных активов у ОТЛК поначалу не будет, договорились акционеры (впоследствии это может измениться). В проекте модели ОТЛК утверждены приоритетные маршруты Брест--Достык/Алтынколь и обратный, затем может добавиться Брест--Забайкальск/Наушки. За сервис ОТЛК берет согласованный акционерами единый тариф и привлекает дочерних операторов акционеров или сторонних операторов.
Но, как выяснил "Ъ", Минтранс РФ возражает против новой конструкции. В письме замминистра Алексея Цыденова в аппарат правительства сообщается, что работа ОТЛК в "легком" режиме "создает риски недостижения целей, поставленных на стадии создания" компании (интеграции транспортно-логистических систем ЕЭП). Минтранс счел необходимым привлечение ОТЛК в управление подвижного состава (не менее 20% должно быть в собственности) и контроль над терминальными мощностями на станциях Брест и Достык. Господин Цыденов воздержался от комментариев "Ъ".
В ОАО РЖД сообщили, что общая с Казахстаном и Белоруссией позиция не поменялась. "ОТЛК и сейчас, по сути, оперирует как компания без активов, и довольно успешно",- считают в монополии. В аппарате Аркадия Дворковича комментариев не дали.