Он упомянул, что предварительные распоряжения по этому поводу были даны РЖД еще в декабре-январе 2015-2016 гг. «Передача произошла технологично и без проблем, - уточнил А. Тайчер. - Управление порожними пробегами вагонов ФГК также взяло на себя». В настоящий момент вся коммерческая деятельность осуществляется оператором самостоятельно.
По словам А.Тайчера, все договоры, заключенные грузоотправителями ранее, сохранены, и изменения обусловлены только исключением посредника из схемы. «Заявки в ЭТРАН поступают в рабочем режиме, ежедневно в рамках договоров грузится порядка 6 тыс. полувагонов, клиенты лишь подписали документы о том, с кем будет производиться расчет после изменения схемы», - отметил А.Тайчер. По его словам, филиалам ФГК в регионах также вернули возможность проявлять коммерческую инициативу для того, чтобы ежедневно взаимодействовать с клиентами и понимать их потребности. Кроме того, в компании рассматривают варианты предоставления клиентам дополнительных сервисов, например, доставки груза на первой и последней милях», - уточнил А. Тайчер.
В ФГК отметили, что в 2015-2016 гг. численность выбывшего из эксплуатации подвижного состава составит около 50 тыс.единиц «Одна из задач компании – заместить выбывающий парк, и самый доступный вариант в настоящих экономических условиях – взять вагоны в аренду, - пояснил А.Тайчер. – Но даже если удастся не только заместить выбывшие вагоны, но и нарастить их численность, то и в этом случае мы охватим около 30% рынка, то есть о парке в 200 тыс. единиц (согласно обсуждаемому в правительстве плану «Ураган») пока речь не идет». В текущем году компания планирует управлять 120-150 тыс. полувагонов, но эта цифра может быть и меньше. При этом основная задача на текущий год -- стать безубыточной компанией.
Что касается покупки нового подвижного состава, то при благоприятном развитии ситуации ФГК планирует закупить в 2016 году 4 тыс. инновационных вагонов, скорее всего, через лизинговую сделку, объявив открытый конкурс среди поставщиков. При этом 300 вагонов будут приобретены в любом случае. «Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы убедить правительство и Минпромторг включить в постановление о поддержке машиностроения пункт об утилизационной премии операторам, - рассказал А. Тайчер. – Предложение о выплате премии в размере 450 тыс. руб. при утилизации старого вагона и покупке нового в качестве стимулирующей отрасль меры активно дискутировалось ранее, но в существующую версию документа так и не вошло». По словам А.Тайчера, выход ФГК на плановую покупку в 4 тыс. вагонов зависит и от того, будет это предложение реализовано или нет.
Касаясь прогнозов динамики арендной ставки на полувагоны, А.Тайчер сообщил, что в компании ожидают роста ставок. «Рост доходности оператора будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет задействования в перевозках всего парка, особенно в сезон, когда дефицит вагонов позитивно влияет на спрос. «К концу лета-началу осени 2016 года все вагоны ФГК будут работать», - считает А. Тайчер. По его мнению, сегодняшний уровень операторских ставок экономически не обоснован. «В настоящих условиях компания стремится не к большим заработкам, а к выходу на уровень окупаемости», - уточнил он.
Марина Ермоленко