За шпалы ответят
Приятной новостью для ОАО «РЖД» как владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования должно было стать размещенное на портале уведомление Минтранса о начале разработки проекта федерального закона, который призван усилить уголовную ответственность за кражу элементов железнодорожной инфраструктуры. В справке к нему разработчик отмечает, что на сегодня ответственность за кражу соответствующего имущества установлена ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако в тех случаях, когда ущерб от деяния не превышает 250 тыс. руб., такая кража не подпадает под квалифицирующие составы и максимальное наказание за нее составляет до 2 лет лишения свободы. В то же время ч. 3 этой же статьи УК РФ установлена ответственность за кражу из нефтепровода и газопровода, которая вне зависимости от размера ущерба предусматривает гораздо более строгое максимальное наказание – до 6 лет тюрьмы. «Кража элементов железнодорожной инфраструктуры может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, она представляет не меньшую общественную опасность, чем кража из объектов трубопроводного транспорта», – считают в Минтрансе и предлагают своим законопроектом усилить уголовную ответственность не только за кражу элементов железных дорог, но и за их последующее приобретение. Планируемый срок вступления закона в силу – август 2016 года.
Также в начале месяца Минтранс уведомил на портале о старте разработки проекта ведомственного приказа «О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 г. № 286». В справке к нему отмечается, что сейчас техническое обслуживание и эксплуатация участков, осуществляющих скоростное движение поездов, регламентируются рядом документов, среди которых Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, которая была утверждена в далеком 1996 году. Однако с тех пор, указывают в Минтрансе, произошло немало существенных изменений в конструкции объектов железнодорожной инфраструктуры, технологии их ремонта и текущего обслуживания. Такие изменения, считают в ведомстве, должны быть закреплены в нормативной правовой базе, регулирующей деятельность скоростного и высокоскоростного сообщения. Планируется, что соответствующий приказ вступит в силу в январе будущего года.
Зарядки – электромобилям!
В следующем году владельцы автозаправок на законном основании смогут оборудовать станции зарядными колонками и оказывать услуги по подзарядке транспортных средств с электродвигателями. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Его авторы – опять же из Минтранса России – считают, что такое решение создаст стимул для развития экологически чистого транспорта в стране. Документ вступает в силу с 1.11.2016 г.
В свою очередь, на портале транспортное ведомство в августе оповестило о начале разработки проекта приказа «Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и сроков направления этих отчетов». Этот нормативный правовой акт необходим для реализации федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ч. 2 ст. 37 данного закона предусмотрено утверждение формы ежеквартальных отчетов о перевозках, а также сроков их направления в уполномоченные органы исполнительной власти РФ, субъекта и местного самоуправления. С указанной формой отчетов можно ознакомиться в тексте проекта документа. Направлять отчеты юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, должны будут до 10 числа после каждого отчетного периода. Планируемый срок вступления приказа в силу – февраль 2016 года.
Еще один проект ведомственного акта, о подготовке которого уведомил на портале Минтранс, называется «Об утверждении Правил категорирования автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов». Как поясняет разработчик, одноименные правила есть и сейчас: они утверждены ведомственным приказом № 346 от 13.09.2012 г. В соответствии с п. 3 этих правил Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет категорирование автомобильных тоннелей. Вместе с тем данные правила не содержат количественных и качественных показателей критериев автомобильных тоннелей, исходя из чего провести их категорирование в соответствии с требованиями ДОПОГ (Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов) Ространснадзору не представлялось возможным. Поэтому цель проект приказа, который готовит Минтранс, – урегулировать правоотношения в сфере определения количественных и качественных показателей критериев указанных объектов транспортной инфраструктуры. Ожидаемое вступление нормативного правового акта в силу – июнь 2016 года.
Ночуйте за свой счет
Аэропорт Калуга (Грабцево) в прошлом месяце получил статус международного, о чем свидетельствует опубликованное на сайте правительства распоряжение за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева. Согласно документу, в нем будет установлен воздушный пассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Открытие в аэропорту международных рейсов будет способствовать снижению дефицита региональных аэропортов и повысит инвестиционную привлекательность Калужской области, указывают разработчики распоряжения – Минтранс и Росграница – в справке к документу. И тут же напоминают, что в регионе «активно развиваются» автомобильный, фармацевтический, транспортно-логистический, аграрный и IT-кластеры, а также расположены крупные индустриальные парки («Росва», «Калуга-Юг», «Грабцево», «Ворсино» и др.). Одновременно с индустриальными кластерами в регионе планируется развивать туристическую отрасль.
Вместе с тем на портале Минтранс уведомил о начале разработки проекта ведомственного приказа, которым предлагает отменить обязанность авиаперевозчиков оплачивать размещение пассажиров в гостинице при задержке рейса, если она связана с погодными условиями и составляет менее полутора суток. «В соответствии с действующим законодательством пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке, в том числе по метеорологическим причинам. При этом авиаперевозчик учитывает указанные расходы при формировании тарифов на воздушную перевозку, – отмечают авторы проекта нормативного правового акта. – В целях снижения стоимости перевозки при соблюдении баланса интересов перевозчиков и пассажиров Минтрансом России предлагается ограничить обязанность авиакомпаний по предоставлению услуг при задержке или отмене рейса по метеорологическим условиям периодом в 36 часов с момента отправления рейса, указанного в билете».
Ограничение ответственности авиаперевозчика при наступлении форс-мажорных обстоятельств, в том числе связанных с погодными условиями, предусмотрено международной практикой, добавляют разработчики приказа.
Маргарита Меньшакова