Особенности ГЧП в России
В ходе рабочей поездки в Уфу глава Минтранса России Максим Соколов сообщил, что ведомство создаст фонд для поддержки стратегических проектов на основе государственно-частного партнерства. «Мы надеемся, что со следующего года будет если не гарантированный, то по крайней мере понятный источник для поддержки крупных проектов. Самые значимые стратегические проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, мы планируем поддерживать из этого фонда», – подчеркнул М. Соколов.
Зачастую необходимые проекты развития инфраструктуры не могут быть профинансированы за счет бюджета. Выход, по словам министра транспорта, – в использовании механизмов ГЧП, которые позволяют привлечь частный капитал в социально значимые проекты. Однако, по мнению участников рынка, бизнес не спешит вкладывать в них средства. Так, генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов считает, что ключевыми факторами участия инвестора в любом проекте являются понятная доходность и срок возврата вложений.
«Специфика транспортной отрасли такова, что инфраструктурные проекты требуют большого объема инвестиций и длительной реализации, а их доходность при этом невысокая. Думаю, что основным фактором, препятствующим развитию ГЧП в транспортной отрасли, является именно отсутствие механизма гарантии возврата вложенного капитала со стороны государства», – поясняет он.
По мнению аналитиков, уровень развития ГЧП в России в целом достаточно низкий, так как практически нет примеров, которые демонстрировали бы инвесторам привлекательность и безопасность инвестиций в транспортную инфраструктуру.
Однако такие проекты есть. Концессионные и другие варианты ГЧП успешно использованы, например, при строительстве новой железнодорожной линии Лосево – Каменногорск (90 км) для грузовых перевозок на северо-западе Ленинградской области. ГЧП-схемы с привлечением 30,5 млрд руб. частных инвестиций используются и в реализации более крупного проекта – по развитию железнодорожной инфраструктуры на линии Коротчаево – Сургут – Тобольск (свыше 400 км). В основном концессионные варианты ГЧП намечено использовать в реализации проекта Северного Транссиба – стальной межрегиональной магистрали «Белкомур» (Архангельская область – Коми – Пермский край – Урал). ГЧП более активно используется и в развитии портовой инфраструктуры (Усть-Луга, Тамань). В рамках параллельного финансирования бюджетом объектов федеральной собственности и частным инвестором коммерческих объектов развиваются аэропорты (например, Пулково, Шереметьево, Кольцово, Курумоч).
Актуальный подход
Директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов считает, что ускорить строительство стратегических проектов путем создания государственно-частных фондов возможно. «Для решения административных и юридических вопросов как раз необходима помощь государства, а вот процессы внесения средств и руководство лучше отдать в руки бизнеса», – полагает он.
По словам исполнительного директора «Хино Моторс Сэйлс» Юрия Зорина, из-за общего экономического спада на фоне девальвации рубля были пересмотрены и сокращены бюджеты многих строительных инфраструктурных проектов страны, а часть из них даже закрыта. «Ввиду очевидных колоссальных затрат на реализацию транспортных проектов создание фонда для поддержки стратегических проектов на основе государственно-частного партнерства будет весьма кстати. Такого рода организация обеспечит существование ряда строек, а также поможет избежать их затягивания», – уточняет он.
Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода также полагает, что с учетом текущей экономической ситуации деятельность фонда такого рода в первую очередь будет направлена на оптимизацию и ускорение работы по уже начатым инфраструктурным проектам и имеющим международный статус, например подготовку к ЧМ по футболу в 2018 году.
Однако, по словам президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова, фонд – это не тот механизм, который может способствовать развитию государственно-частного партнерства.
«Я думаю, что это совершенно нереальная вещь. Фонды хороши для организации благотворительных мероприятий. Механизм ГЧП перспективен, а как это будет реализовано в рамках фонда – пока непонятно», – комментирует он.
Проекты особой важности
Какие проекты может помочь реализовать создаваемый фонд? По мнению К. Никоды, фокус будет направлен на проекты, связанные с развитием дорожной инфраструктуры.
«Причем, возможно, не столько федерального, сколько регионального масштаба, где проблемы стоят особенно остро. По данным Росавтодора, в общей сложности 314 объектов имеют статус незавершенного строительства стоимостью 477 млрд руб., в том числе 207 находятся в работе как переходящие объекты», – приводит данные аналитик. Основными проектами, которые должен поддержать фонд, по мнению А. Дьяконова, могут быть мост через Керченский пролив, строительство третьего кольца вокруг Москвы и, конечно, БАМ.
«Думаю, что первоочередными станут проекты по развитию инфраструктуры Шелкового пути. Стратегически важными для нас сегодня являются также развитие авиаперевозок внутри страны, в частности строительство новых и модернизация существующих аэропортов, строительство ВСМ, развитие припортовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна и портов Северо-Запада», – полагает Д. Зотов.
По мнению Г. Давыдова, также сегодня необходимо привлечь логистические компании, которые взяли бы на себя и железнодорожное плечо, и перевозку по воде в Крым.
«Каждый проект, реализуемый на принципах ГЧП, индивидуален. Накопленный опыт работы, в том числе с западными компаниями, позволит найти оптимальный формат взаимодействия. Не исключаю, что все большую роль начнут играть партнерства с азиатскими компаниями, в частности с китайскими», – предполагает К. Никода.
Ю. Зорин уверен, что важные инфраструктурные проекты всегда интересны частным инвесторам, в том числе и зарубежным. «Уже сейчас отмечается обратный разворот инвестиционных потоков в Россию, что заряжает оптимизмом», – отмечает он.
Что касается участников фонда, то Д. Зотов предполагает, что это могут быть крупные компании-грузовладельцы, заинтересованные в транспортировке собственной продукции, если речь идет, например, о железнодорожной отрасли.
«Думаю, это удачный момент, чтобы привлечь отечественных инвесторов к реализации стратегически важных для экономики России проектов. Если говорить про иностранные инвестиции, то это будут преимущественно китайские инвесторы, которые заинтересованы в развитии инфраструктуры дальневосточной части России и строительстве коридора из Китая в Европу», – прогнозирует он.
Участники рынка отмечают, что одного создания новой государственной структуры недостаточно. По словам А. Дьяконова, честное и прозрачное партнерство будет достигнуто, если разработка условий сотрудничества будет проводиться совместно с частными инвесторами.
Пока заявление министра о создании фонда для поддержки стратегических проектов на основе государственно-частного партнерства вызывает больше вопросов. О создании механизма для построения продуктивных взаимоотношений бизнеса и власти говорится давно, возможно, это станет первым шагом к расширению возможностей ГЧП.
Татьяна Симонова