Возьмем, к примеру, водный сектор: почти 90% внешнего грузооборота ЕС перевозится морским транспортом. Этот сектор очень зависит от других экономик мира и может пострадать из-за замедления роста важных торговых партнеров. Так было с Китаем в 2015 году. Нам остается только наблюдать, изменится ли ситуация с Китаем в следующем году, а также и с экономикой США, которая также может повлиять на наш сектор морских перевозок. Следует уделять больше внимания безопасности, малозагрязняющему топливу, и снижению уровня бюрократии для повышения качества перевозок.
Без сомнения, 2015 был годом авиации. Объемы авиаперевозок в ЕС увеличиваются. В 2014 рост доходности пассажиро-километра составил 5,8%, что соответствует прогнозам ИКАО. Ежегодный рост в 2015 и 2016-м должен превысить 6%. Количество пассажиров увеличилось на 4,3% в 2014 году до 878 млн. Если эта тенденция продолжится, то в 2015 году этот показатель превысит 950 млн в 2016 и 1 млрд в 2017, т.е. в два раза больше по сравнению с 1998 годом. Итак, трафик растет, и это хорошая новость для экономики, но возникает и некоторая обеспокоенность: не секрет, что мы принимаем различные меры, чтобы компенсировать растущую нехватку мощностей нашего неба и аэропортов (например, программа «Единое небо Европы») и повысить их эффективности.
Авиация также часть рабочей программы Комиссии на 2015 год. В декабре Комиссия должна выпустить новый Авиационный пакет, целью которого является развитие сети воздушного транспорта, повышение экологичности и конкурентоспособности сектора. Акцент будет сделан на международном присутствии, в т.ч. будут запрошены несколько разрешений на проведение переговоров для заключения международных соглашений об авиасообщении с третьими странами – значимый потенциал для роста и улучшения положения потребителей услуг, основанный на открытой и честной конкуренции.
Усилилась конкуренция между железнодорожным транспортом и автоперевозчиками из-за низких цен на топливо и выросших цен на железнодорожные перевозки, главным образом из-за национальных налогов (например, энергетический налог). Хотя статистические показатели всего Евросоюза за 2015 год пока не подведены, мы видим, что железнодорожный транспорт в большинстве стран изо всех сил стремится удержать свою долю на рынке грузовых перевозок (в среднем 12% по странам ЕС). Меры по усилению железнодорожных грузовых коридоров и инфраструктуры, такие как открытие Готардского тоннеля в Швейцарии 1 июня 2016 года, могут способствовать изменению данной тенденции. С другой стороны, увеличивается объем пассажирских железнодорожных перевозок. Их доля составляет около 7-8% от перевозок наземными видами транспорта, в т.ч. благодаря высокоскоростным линям, чей вклад в экономический рост весьма значителен.
Четвертый железнодорожный пакет, который, мы надеемся, будет одобрен как можно раньше в 2016 году после успешных слушаний на последнем заседании Совета по транспорту ЕС, - наша ключевая политическая инициатива, направленная на продолжение либерализации рынка железнодорожных перевозок, сокращение бюрократии, и обеспечение справедливого отношения ко всем.
Низкие цены на топливо способствовали резкому повышению объема перевозок автотранспортом. В целом, доля автотранспорта составляет около 45% грузов,
перевозимых в 28 странах Евросоюза, и этот показатель за прошедшее десятилетие практически не изменился. С учетом этого, а также того, что цены на топливо могут остаться на низком уровне, я не прогнозирую значительных изменений в 2016 году. Однако сектор страдает из-за негативного имиджа настолько, что компаниям все сложнее и сложнее нанимать молодых водителей. Мы должны обеспечить сохранение конкуренции на рынке, а также защитить водителей от несправедливых социальных практик. У нас уже есть инструменты для этого, нужно только использовать весь их потенциал.
Хенрик Хололей,
генеральный директор Генеральной дирекции по мобильности и транспорту Европейской комиссии