Таким образом, ведомство планирует сократить уровень долговой нагрузки федерального и регионального бюджета в связи со сложившейся экономической и финансовой ситуацией в России. Пока принято предварительное решение об исключении из списка зоны на острове Русский, на котором проходил саммит АТЭС в 2012 году.
Как пояснила "Известиям" помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева Елена Лашкина, до настоящего времени там не было зарегистрировано ни одного резидента, несмотря на неоднократные попытки по активизации работы ОЭЗ.
По ее словам, есть еще ряд ОЭЗ с подобными проблемами, включая портовую ОЭЗ в Мурманске, портовую ОЭЗ в Хабаровском крае, ОЭЗ, входящие в туристический кластер на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также некоторые участки туристических ОЭЗ в Бурятии и Иркутске.
Пока по этим ОЭЗ окончательного решения о закрытии не принято, прорабатывается вопрос возможной оптимизации в части территорий и планируемых расходов.
Институт особых экономических зон появился в России в 2005 году. Это ограниченные территории в регионах, наделенные особым юридическим статусом. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. По закону, срок существования таких зон составляет 49 лет.
В России было определено четыре вида ОЭЗ: туристические, портовые, инновационные и промышленные. На их территориях предпринимателям предоставляются некоторые льготы. Во-первых, инвестор получает созданную за счет госбюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет предпринимателю сразу же снизить издержки при создании производства. Во-вторых, на территориях ОЭЗ действует свободная таможенная зона. В-третьих, предоставляется несколько видов налоговых поблажек в зависимости от типа ОЭЗ.