В настоящее время, как поясняют представители ОАО «РЖД», основной идеологией работы компании становится политика клиентоориентированности. Она позволяет внедрять новые организационные и технологические решения, рассматриваемые сегодня в рамках реализации поправок в Устав железнодорожного транспорта, с ориентацией на большую эффективность перевозочного процесса как для операторских компаний, так и для собственника инфраструктуры. В этой связи, как считает заместитель начальника департамента развития бизнеса и клиентоориентированности ОАО «РЖД» – начальник развития бизнеса Дмитрий Лебедев, сегодня необходимо начать обоснованный и предметный диалог со всеми участниками перевозочного процесса
.
Склад на колесах?
Не секрет, что одной из главных проблем в последнее время стало системное отставление или бросание составов с грузами на подходах к портам. Зачастую причиной становится определенное стремление пользователей услуг железнодорожного транспорта оптимизировать свои издержки путем превращения подвижного состава в склад на колесах, что сопряжено со значительными экономическими потерями для ОАО «РЖД». «Только совместными усилиями возможно решить проблему складов на колесах», – уверен заместитель начальника департамента развития бизнеса и клиентоориентированности ОАО «РЖД». Новые правила, предусмотренные поправками в Устав, активизируют собственников вагонов на более эффективное их использование, считает заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» – начальник управления движением Анатолий Кужель. «На сегодня очевиден факт, что наиболее лимитирующими участками являются припортовые железнодорожные станции, которые испытывают дополнительную нагрузку», – отметил он.
Основные причины неприема грузов в портах по-прежнему связаны с неблагоприятными погодными условиями. Наиболее чувствительны к ним порты Новороссийск, Туапсе, паромные переправы Крым и Кавказ. Также ритмичной работе стивидоров мешают несвоевременный подход судов для вывоза груза и отдельные поломки технических устройств и механизмов. Появившееся у ОАО «РЖД» право перемещать вагоны с припортовых станций позволит определенным образом нивелировать подобные риски.
«В первую очередь это коснется Дальневосточной, Северо-Кавказской, в меньшей степени Октябрьской железной дороги, поскольку здесь отмечается наиболее стабильная ситуация», – пояснил А. Кужель. При этом перечень станций, куда будут перемещаться порожние вагоны с припортовых станций, находится в настоящее время в Минтрансе, который уже определил, что расстояние транспортировки порожних вагонов для Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорог не должно превышать радиуса в 500 км, для ДВЖД – не более 1 тыс. км.
Распределение рисков
Определенный спад в экономике предоставляет максимально удобные возможности, для того чтобы проанализировать результативность подзаконных актов, принимаемых во исполнение введенных поправок в Устав железнодорожного транспорта, полагает президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта Алёна Зябкина. «Любое совершенствование технологии позволяет увеличить скорость доставки грузов и увеличить объем перевозок за счет спотовых договоренностей», – отмечает она.
При этом распределение рисков должно быть обоснованным. «Очевидно, что принимаемые меры в связи с поправками в Устав железнодорожного транспорта приведут к определенному росту затрат. Наша задача – мониторить происходящие изменения на рынке, для того чтобы ответственность за простой, в котором, например, виноваты неэффективные операторы, не ложилась на грузоотправителей», – подчеркнула А. Зябкина.
На устранение подобных ошибок направлены усилия ОАО «РЖД», заверяют в компании. Сегодня, по словам Д. Лебедева, проводится автоматизация документооборота в соответствии с изменениями в законодательстве, разрабатывается программное обеспечение для анализа, мониторинга и регулирования процессов, связанных с отставлением поездов. В инвестиционные бюджеты закладываются средства под проекты расширения припортовой железнодорожной инфраструктуры и реконструкции подходов к портам, а также развития ключевых узловых участков. Все это позволит, во-первых, установить общие правила для всех участников перевозки, во-вторых – гарантировать клиентам доставку грузов в срок, в-третьих – обеспечить равный доступ к инфраструктуре и сервису.
Технологические решения – залог успеха
В то же время качество и надежность перевозки не всегда напрямую зависят от глобальных мер общеотраслевого регулирования. Иногда достаточно простых, но эффективных технологических решений, уверен заместитель генерального директора ЗАО «ИПК «Страж» Валерий Андрюшин. Так, разработанная и производимая компанией интеллектуальная система электронного пломбирования Big Lock позволяет дистанционно осуществлять мониторинг в режиме реального времени и отслеживать как состояние транспортных средств и перевозимого груза, так и запорно-пломбировочных устройств на всем пути следования, в том числе и при осуществлении интермодальных перевозок. Система запорно-пломбировочных устройств ЗАО «ИПК «Страж» имеет три канала передачи данных – спутниковый, мобильный и ближней связи. Она может работать по системе «материнское и дочернее устройство» совместно с действующими системами АСУ перевозчиков, грузовладельцев, экспедиторов. При этом автоматизированный процесс пломбирования объектов, снятия электронных пломб и контроля их состояния в пути следования полностью исключает влияние человеческого фактора. С ноября 2013 года проводится эксплуатация опытно-промышленной партии изделий в вагонах и контейнерах Октябрьской, Горьковской и Московской железных дорог, в том числе совместно с ВО ЖДТ России.
Оксана Перепелица
Фото Екатерина Дегтярева