Само понятие территориально-промышленного кластера можно сформулировать как отраслевое объединение производственных предприятий, функционирующих на одной территории субъекта РФ и привязанных к определенной госкомпании, выступающей в качестве основного потребителя товаров, работ, производимых участниками кластера. Создание системы региональных промышленных кластеров на производственных площадках госкомпаний с привлечением в них субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе прошедших соответствующую подготовку в бизнес-университетах, позволяет увеличить долю участия субъектов МСП в закупочной деятельности госкомпаний и обеспечить внедрение инноваций и трансфера технологий. Кроме того, это способствует развитию законодательной и нормативной базы взаимодействия госкомпаний и бизнеса, снятию административных барьеров, а так же открытию новых высокопроизводительных рабочих мест. Для создания таких площадок необходимо, прежде всего, определить наиболее оптимальные производственные площадки. Далее, согласно планам госкомпании и ее потребностям в закупке, необходимо выстроить систему постоянного сотрудничества на основе создания перечней товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в кластере, с учетом возможностей инновационного малого и среднего бизнеса и решения задач импортозамещения.
Для предоставления дополнительных льгот здесь потребуется проводить работу с региональными органами власти. В качестве примера подобного диалога можно привести выстраивание отношений между властями Татарстана и представителями бизнес-сообщества. Успешным примером реализации кластерного подхода является Камский индустриальный парк "Мастер". Этот автомобильный кластер обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество между субъектами МСП, крупным бизнесом и государством и объединяет уже более 250 резидентов-поставщиков комплектующих для ПАО "Камаз".
Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний