+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2021 11:48:55
Разное / Новости
РЖД-Партнер

ИПЕМ: углеродный след электроэнергии в России будет расти, если не пересмотреть программу развития атомной генерации

На фоне общемирового тренда на декарбонизацию Россия может существенно ухудшить свои позиции в рейтинге стран с низкоуглеродной энергетикой. Об этом свидетельствует проведенный ИПЕМ анализ актуального прогноза СиПР ЕЭС России на 2021–2027 гг., согласно которому в стране будет снижаться мощность и КИУМ АЭС и ГЭС при росте мощности и КИУМ ТЭС.
Об особенностях национальной декарбонизации рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев на конференции «Энергетика России: тренд на декарбонизацию. Водород как новый источник энергии экономики», организатором которой выступил издательский дом «Коммерсант».

Сейчас российская электроэнергетика характеризуется низкой углеродоемкостью – лучшие показатели наблюдаются только в ряде европейских стран, Канаде и Бразилии. И в России, и в большинстве крупных экономик низкий углеродный след электроэнергии обеспечивается за счет АЭС и ГЭС, а не ВЭС и СЭС (за исключением Великобритании). Перспективы ввода низко- и безуглеродной генерации в России можно оценить как невысокие: строительство крупных ГЭС и программа ДПМ ТЭС завершены, ожидается снижение мощности АЭС, а мощность действующих и планируемых СЭС и ВЭС в стране пока невелика.

По оценкам ИПЕМ, с учетом незначительного вклада ВИЭ в выработку электроэнергии в стране даже в перспективе (1%) и при допущении, что углеродоемкость ТЭС не изменится, к 2027 году углеродный след отечественной электроэнергии увеличится на 7% к уровню 2019-го и составит 388 г CO2 /кВт·ч. Даже если предусмотреть в расчетах все инвестиционные планы, не учтенные в СиПР ЕЭС (ДПМ ВИЭ 2, отказ от вывода блоков АЭС и пр.), а также улучшение иных качественных характеристик работы электростанций (например, ввод ПГУ по программе модернизации ТЭС), то углеродный след российской электроэнергии все равно вырастет, пусть и не так сильно – около 2% (до 369 г CO2/кВт·ч) в 2027 году к уровню 2019 года.

«Многие страны мира, например США, страны ЕС, Япония и даже Белоруссия, планируют сократить углеродоемкость выработки электроэнергии на 20–54% к 2030 году, – рассказал Александр Григорьев. – В России же, наоборот, ожидается рост углеродного следа электроэнергии, в результате чего страна существенно ухудшит свои позиции в мировом рейтинге стран с низкоуглеродной энергетикой, уступив Белоруссии, США и, возможно, даже Японии. Риски увеличения углеродного следа электроэнергии могут проявиться не только в случае расширения европейского CBAM на выбросы Scope 2, но и при выполнении национального вклада России в рамках Парижского соглашения за пределами 2030 года».

Чтобы этого избежать, ИПЕМ считает целесообразным введение долгосрочной программы декарбонизации электроэнергетики с акцентом на развитии атомной генерации, разработку экономических стимулов для развития без- и низкоуглеродной генерации на ОРЭМ по принципу технологической нейтральности, дополнительное стимулирование вывода наиболее углеродоемких ТЭС.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions