В пункте 2.35. Тарифного руководства № 1 предложен порядок определения платы, компенсирующей затраты перевозчика, возникшие в связи с проведением ТОРа в пути следования. Согласно ему владелец вагона должен компенсировать РЖД расходы, связанные с необходимостью выполнения дополнительных работ на станциях обнаружения неисправности и проведения ремонта, а также с занятием путей общего пользования на данных станциях. Если в поезде обнаружены вагоны, подлежащие ТОРу, собственникам вагонов предлагается также возмещать расходы РЖД, связанные с занятием путей общего пользования на промежуточных станциях, возникающие из-за увеличения расстояния перевозки груза или порожнего вагона (если вагон ремонтируется не на станции обнаружения неисправности).
При этом в случае отцепки вагонов от групповой или маршрутной отправки размер компенсации для РЖД предложено рассчитывать как разницу между платой, определенной по общим правилам Тарифного руководства № 1 за фактически пройденное расстояние, и платой грузоотправителя за отцепленные вагоны. В случае осуществления ремонта на станции, расположенной в попутном направлении следования груза, плата за перевозку вагона в ТОР независимо от вида отправки не изменяется, а компенсация перевозчику не начисляется и не взыскивается.
В предложениях ФСТ предусмотрен вариант, что делать, если после отцепки вагона в ТОР выясняется, что оснований для нее не было: в данном случае компенсация перевозчику не начисляется и не взыскивается, а расчет платы за перевозку отцепленных вагонов независимо от вида отправки осуществляется по основной накладной.
В случае обнаружения в пути следования неисправностей, требующих выполнения ТОРа, по причинам, зависящим от перевозчика, а также при перевозках в вагонах общего парка данная компенсация также не начисляется и не взыскивается.
Марина Ермоленко