Отмечается, что динамичный старт в машиностроении в меньшей степени обусловлен фактором низкой базы, так как в I квартале прошлого года динамика производства здесь также была положительной. Одной из главных причин бурного роста в машиностроении стал дефицит машиностроительной продукции, сложившийся к концу прошлого года вследствие простоя многих предприятий в период карантинных ограничений.
Согласно оценке МЭР, суммарный рост производства в пяти машиностроительных отраслях составил по сравнению с январем – мартом прошлого года 13,9%. Среди отраслей обрабатывающего сектора более высокий темп роста по итогам I квартала зафиксирован только в фармацевтике (40,7%), простимулированной пандемией; в текстильной промышленности (15,4%), также получившей дополнительный потребительский спрос в сложившихся условиях, и в мебельной промышленности (22,6%), совершивший отскок от крайне низкого показателя I квартала прошлого года.
Также сказалось ажиотажное увеличение спроса на машиностроительную продукцию из-за ожидаемого роста цен вследствие возможного повышения утилизационного сбора, курсовых колебаний и беспрецедентного роста цен на металлы и полимеры, происходящего на мировом и внутреннем рынках с середины прошлого года.
Еще одним фактором роста стало восстановление инвестиционной активности в экономике. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал увеличились в I квартале на 2%.
Кроме того, во многих машиностроительных подотраслях сохраняется действие государственных мер стимулирования спроса на выпускаемую продукцию, что также является одной из главных причин положительного результат.
Помимо роста производства летательных аппаратов (включая космические), а также сельскохозяйственного машиностроения, высокие темпы роста в отчетном периоде отмечены в производстве бытовых приборов и автотранспортных средств (соответственно на 29,2 и 18,3%). В данном случае главным фактором стал отложенный спрос. «При этом отметим, что на автомобильном рынке с конца прошлого года наблюдается дефицит предложения, связанный с остановкой многих предприятий в период карантина. Ожидается, что дефицит будет преодолен в III квартале, но ситуация может осложниться все более обостряющейся проблемой недостатка комплектующих, и прежде всего электроники. Вряд ли эта проблема примет такой же острый характер, как в некоторых странах мира, где стали останавливаться заводы, но все же некоторое влияние на ситуацию на российском рынке она может оказать», – отмечают эксперты агентства.
Железнодорожное машиностроение стало подотраслью, где динамика производства в I квартале была отрицательной. Как отмечают эксперты, в железнодорожном машиностроении спад продолжается второй год подряд, и объясняется он профицитом на рынке полувагонов, а также ухудшением финансовых показателей транспортных железнодорожных операторов, которые вынуждены были сокращать свои инвестиционные программы.
По прогнозам агентства, по итогам II квартала темпы роста в машиностроении могут быть еще выше, чем в первом, за счет фактора низкой базы, так как в II квартале прошлого года многие машиностроительные предприятия простаивали вследствие карантинных ограничений. Однако в дальнейшем темпы роста будут снижаться, и в IV квартале не исключена нулевая динамика или даже небольшой спад.
Тем не менее вследствие высоких результатов I и II кварталов рост производства по итогам 2021 года может составить около 5–10%, что станет одним из лучших или даже лучшим результатом последнего десятилетия.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.