Что касается Великобритании, то здесь, за исключением территории Северной Ирландии, действует единый оператор инфраструктуры - Network Rail. Операторы подвижного состава являются частными компаниями 1990-го года.
В Четвертом железнодорожном пакете речь идет об открытии железнодорожной сети для конкуренции и создании единого рынка железнодорожных услуг в Европе. Сегодня мы говорим о либерализации рынка пассажирских перевозок, установлении единых стандартов для подвижного состава и других сервисов.
При этом "либерализацию" можно понимать по-разному. Например, говорить о том, что пассажирские перевозчики должны обязательно быть частными компаниями. Но это плохой сценарий развития.
Наиболее благоприятным вариантом будет, если государственные перевозчики будут также участвовать в тендерах на маршруты. То есть действовать такая модель, как франшизы в Великобритании, где сегодня работают компании из Германии и Голландии.
Приведу пример. Недавно в Великобритании право осуществлять паромные перевозки в ближайшие 8 лет получила компания Calmac, которой управляет Шотландия, а не частный перевозчик Serco, который также участвовал в тендере.
Не стоит буквально воспринимать то, что предлагают власти, а следует руководствоваться здравым смыслом. Об этом должны помнить те, кто обеспокоен тем, что Четвертый железнодорожный пакет является слишком радикальным.
Майк Кэш,
генеральный секретарь Национального профсоюза железнодорожных, морских и транспортных рабочих Великобритании