О них рассказал на форуме «Зеленая логистика» главный специалист информационно-аналитического отдела фирмы «Интеграл» Дмитрий Сальников. Такие программы позволяют решить целый набор задач. Взять информационные системы серии «Эколог». Они используются более чем 10 тыс. организациями России и стран СНГ, а также в зарубежных компаниях. На Октябрьской железной дороге в рамках пилотного проекта используется программа «РВЖД-Эколог». Она охватывает около 1000 рабочих мест.
Подобные продукты позволяют рассчитать вредные выбросы в атмосферу от тягового подвижного состава, путевой техники, рефрижераторов. Расчеты ведутся и по другим выбросов, а также отходов. При этом применяется методика, разработанная ОАО «ВНИИЖТ».
На железной дороге также нашел применение комплекс «Эколог-Шум». Он позволяет рассчитывать уровни звуковой мощности железных дорог. При этом оцениваются типы перемещающихся по полигонам поездов, особенности конструкции пути и тип шпал, измеряются звуковые сигналы, издаваемые поездами. Так же вносятся поправки на частоту следования составов, их длину и скорость следования по тому или иному участку. В итоге можно получить расчет акустического воздействия на территориях, прилегающих к железной дороге.
«Программы могут быть частью экологического аудита. Созданы и системы для экологичекого менеджмента, которые позволяют автоматизировать документооборот. Такие, например, внедрены в СУЭК. Этот опыт показывает, что у подобных АСУ есть хорошие перспективы для развития: это помогает оптимизировать расходы на подобные операции, что особенно актуально с учетом изменений требований к экологии в российском законодательстве, – подытожил Д. Сальников.
Александр Солнцев