+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2010 10:46:15
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Транспортный индикатор продемонстрировал небывалый рост – СМИ

Четвертый месяц подряд КАРГО-индекс уверенно движется вверх и уже значительно превосходит 100-процентную отметку, а июльские темпы роста можно вообще назвать рывком.
Это говорит о положительной динамике развития российской экономики, которую официальная статистика пока не замечает, сообщает газета «Гудок».

Индекс выпуска в базовых отраслях экономики начал неожиданно снижаться. Но в этом случае можно говорить не о тенденции, а о «дурном» наследии прошлого – год назад официальная статистика была излишне оптимистична и упрямо не замечала кризиса. Впрочем, реальные угрозы тоже есть. Это последствия жары, засухи и пожаров.

В июле КАРГО-индекс совершил своеобразный рывок – за месяц его значение возросло на 4,3 процентных пункта (п.п.) – до 110,6%. Таким образом, впервые с момента возникновения проблем в мировой экономике наш индикатор приближается к докризисному уровню. И хотя отставание от июля 2008 года ещё составляет 5 п.п., но в целом можно говорить о том, что порядок этой цифры соответствует значениям того года.

По отношению к аналогичному периоду предыдущего года КАРГО-индекс за месяц также прибавил 0,9 п.п. и составил 111,4%. На первый взгляд это полшага назад – в июне рост составил 1,9 п.п. Но это не свидетельствует о снижении темпов роста в реальном секторе экономики. Скорее, наоборот. Ведь сравнение ведётся не с наметившимся весной прошлого года началом периода восстановления, а с его достаточно активной фазой.

Официальная статистика не столь оптимистична. В июне значение индекса выпуска в базовых отраслях экономики, который рассчитывается Росстатом с запозданием в месяц, снизилось по сравнению с маем на 0,6 п.п. – до 106,9%. Таким образом, впервые за семь месяцев тенденции двух индикаторов разошлись.

Сложившаяся ситуация имеет простое объяснение. В июле минувшего года по сравнению с предыдущим месяцем КАРГО-индекс уменьшился почти на 0,6 п.п. – до 86,2%. В то же время официальный индикатор возрос на 2,8%, составив 90,4%. Разнонаправленность тенденций год назад и стала причиной аналогичного расхождения сегодня. Только теперь оно «зеркально» – транспортный индикатор показывает рост, а официальный – снижение.

Эта ситуация могла измениться благодаря корректировке показателей Росстата, которые идут с начала года. Первоначально их планировалось завершить к концу июня. Тогда же должна была быть опубликована информация о том, каким образом корректировалась расчетная база многих индикаторов. Однако месяц назад «конечный» срок реформы был перенесён, по крайней мере, на год. Пока же вносимые изменения привели к тому, что седьмой месяц подряд значения индекса выпуска продукции в базовых отраслях экономики ниже, чем КАРГО-индекса. Хотя вплоть до января 2010 года три года подряд официальный показатель превосходил его.

В структуре транспортного индикатора произошли небольшие, но значимые для экономики перемены. Доля нефтяных грузов, которая на протяжении последних месяцев постепенно снижалась, вновь начала расти. По сравнению с предыдущим месяцем она увеличилась на 0,2 п.п. – до 52,3%. Но этот показатель на 0,5 п.п. ниже, чем в июле 2009-го, когда экономика опиралась прежде всего на «нефтянку». Сейчас ситуация несколько изменилась. Доля второго по значимости компонента индекса – строительных грузов – в июле составила 36,2%, что на 1,4 п.п. больше, чем год назад. Однако тенденцию предыдущего года, когда на фоне роста доли «нефтянки» доля «стройки» сокращалась, так и не удалось преломить – по сравнению с июнем строительные грузы потеряли 0,1 п.п. Но причиной тому не стагнация в строительстве, а высокий объем погрузки нефтяных грузов, повлекший «перераспределение» долей в индексе.

Так, в течение июля на сети российских железных дорог погружено почти 21 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 10,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Погрузка строительных материалов также росла. В июле она составила 15,3 млн тонн. Это на 3,6% больше, чем в предыдущем месяце, и на 16% лучше показателя июля 2008 года. Погрузка цемента, которая наравне со строительными грузами служит индикатором инвестиционной активности, также возросла. За месяц – на 2,1%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – на 9,5%.

Несмотря на засуху и гибель урожая, пока хорошие темпы погрузки демонстрирует зерно. Показатель увеличился на 3,8% по сравнению с июнем и на 11,5% – по сравнению с июлем 2009-го. Однако запрет на экспорт зерна, вводимый правительством с 15 августа и до конца года, может изменить ситуацию. Причём в оценке возможных сценариев развития ситуации после объявления зернового эмбарго эксперты расходятся.

А вот последствия аварии на «Распадской» уже дают о себе знать. В июле было погружено 22,4 млрд тонн. Это на 2,7% больше, чем в июне, но ниже, чем за аналогичный период предыдущего года, на 0,7%.

В целом изменения КАРГО-индекса показывают, что российская экономика «успешно преодолевает последствия глобального кризиса и постепенно возвращается на траекторию устойчивого роста», о чем недавно говорил премьер Владимир Путин.

Впрочем, по признанию замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, «инвестиционно ориентированным» он пока не стал. В августе придется оценить влияние жары и пожаров на реальный сектор экономики. Причем любая аномалия может быть причиной как стагнации, так и роста, который, однако, может также внезапно закончиться.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions