Анализ говорит о том, что количество аварий растет. Все мы помним трагедию в московском «Трансвааль-парке» четыре года назад, когда внезапно рухнувший купол аква-парка унес с собой 28 человеческих жизней и еще 100 человек уложил на больничные койки. Потом в столице рухнула крыша Басманного рынка и погребла под собой около ста человек. Но это самые «громкие» дела, о которых много писали в прессе. А ведь немало и тех, что прошли «тихо»: взять, к примеру, обрушение покрытий в мартеновском цехе и цехе обжига на Магнитогорском металлургическом комбинате, а также аналогичные ЧП на «ОМЗ-Спецсталь» и Чебоксарском агрегатном заводе. А ведь многие из этих происшествий можно было предупредить.
Специалисты бьют тревогу: количество аварий не уменьшается, а количество жертв растет. В чем причина? Разрушена система, основой которой были СНиПы, и их соблюдение жестко контролировалось Госстроем, Госархстройнадзором. В этой системе была мощная экспериментальная база, задействована фундаментальная и прикладная наука. Но президент Научно-промышленного союза «РИСКОМ», член корреспондент РАН Николай Махутов полагает, что мы уже стоим сегодня на пороге возврата к фундаментальным основам предотвращения аварий и разрушений.
Появляются новые строительные конструкции и материалы – встает проблема экспериментальной проверки образцов, но пока это можно делать только «виртуально», поэтому необходимо возродить на новой основе экспериментальную базу. Нужна и новая нормативно-правовая база, а тут тоже не все гладко: новые нормативы еще не отменены, а старые уже не обязательны. Как заметил по этому поводу заслуженный строитель РФ, академик МАИЭС Альберт Маршев, «мы можем войти в ВТО без своих нормативных актов, и потом придется выполнять чужие, не отвечающие нашей специфике – это будет трагедией для всего строительного комплекса».
Сейчас есть методы неразрушающего контроля и приборы, которые позволяют уловить начало разрушения, а наука подсказывает способы, как его предотвратить. Власти и бизнес-сообщество должны этим пользоваться. Например, компания «ВЕЛД» вместе с железнодорожниками создала электронные паспорта ряда объектов железнодорожной инфраструктуры. И сегодня можно не только увидеть в трехмерном изображении любую внушающую опасения конструкцию, но и следить за развитием тех или иных дефектов. Об опасности предупреждают цвета светофора: загорается красный – надо срочно принимать меры.
Сегодня конференция продолжает свою работу. Ее участники в течение двух дней обсудят основные причины аварий зданий и сооружений, новые технологии диагностики и мониторинга состояния строительных конструкций и объектов, а также методику экспертизы безопасности промышленных зданий и другие вопросы.
Тамара Андреева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.