О подготовке проектно-сметной документации по созданию железнодорожного перехода Сахалин - материк сообщил в интервью японской телекомпании NHK губернатор Сахалина Александр Хорошавин. "Я думаю, что этот объект кардинальным образом изменит социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке, позволит создать логистические площадки на Сахалине и даст толчок не только экономическим связям с Японией, но и культурным, и просто человеческим", - сказал губернатор.
Проектирование перехода займет минимум два года. Таким образом, при самом оптимистичном развитии событий строительные работы можно будет начать в 2011 году. Всего стройка займет семь лет. В администрации Сахалина объясняют стремление скорее начать строительство тем, что существующий завоз грузов на остров слишком дорого стоит (мост позволял бы ежегодно экономить до 500 млн рублей в прошлогодних ценах), а также ограниченными возможностями паромной переправы Ванино - Холмск.
Будет ли остров связывать с материком мост или тоннель, окончательно не решено. Из пяти предложенных вариантов создания перехода через пролив Невельского, по критерию стоимости строительства, эксперты ряда проектных и научно-изыскательских институтов порекомендовали к рассмотрению два. Первый предусматривает возведение глухой дамбы, обводного канала и моста через канал, инвестиции в этом случае составят около 100 млрд рублей в сегодняшних ценах. Второй предполагает сооружение тоннеля через мыс Средний. Его строительство обойдется в 112 млрд рублей. Всего же для обеспечения постоянного сообщения между островом и материком понадобится не менее 330 млрд.
Как пояснили в департаменте транспорта Сахалинской области, речь в данном случае идет сразу о трех проектах. Помимо строительства 580-километровой линии Селихино (ДВЖД) - Ныш (СахЖД) с мостовым переходом, это продолжение на 142 км железной дороги от станции Ильинск до угольных разрезов Углегорского района, а также переустройство существующей на острове "японской" колеи на общесетевой стандарт - 1520 мм. Эти проекты взаимосвязаны. Основную загрузку перехода дадут угольные грузы, но для этого нужна железная дорога к месторождениям. На первом этапе будет вывозиться 6 млн тонн угля ежегодно, в последующем, к 2025 году, - более 9 млн тонн. К этому времени суммарные объемы отправляемых грузов со станций Сахалинской магистрали могут составить около 24 млн тонн, сообщает РИА PrimaMedia.