В тексте «Стратегии» отмечается, что железнодорожная отрасль является одной из ведущих в стране, а развитие и модернизация железнодорожного транспорта - одним из самых приоритетных направлений российской транспортной отрасли.
«Расширение сети железных дорог должно осуществляться за счет средств государства и частного капитала, что соответствует мировому опыту», - указано в тексте. Модернизацию действующих железнодорожных линий и строительство новых участков планируется осуществлять на основе расширения рыночных возможностей железнодорожной отрасли и прежде всего - ОАО «РЖД», а также с привлечением бюджетных средств (как федерального, так и субъектов РФ).
Выделены 6 категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий: стратегические, предназначенные для укрепления транспортной целостности страны; социально значимые линии, предназначенные для улучшения транспортного обслуживания населения и регионов; грузообразующие - для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон; технологические - для оптимизации железнодорожной сети в целях развития хозяйственных и межрегиональных связей; высокоскоростные линии для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч и модернизируемые действующие линии, предназначенные для освоения прогнозных объемов перевозок и организации скоростного пассажирского движения.
Прибыль ОАО «РЖД» будет в приоритетном порядке направляться на развитие железнодорожного транспорта.
К 2030 году предполагается ввести более 20 тыс. км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5 тыс. км путей. Реализация стратегии позволит организовать транспортное обеспечение 18 перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон.
Протяженность линий, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью до 350 км/ч, к 2030 году составит 1528 км.
К 2030-му будет обновлен подвижной состав. Планируется закупить более 23 тыс. единиц локомотивов, более 900 тыс. единиц грузовых вагонов, и около 29,5 тыс. единиц пассажирских вагонов.
Железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030-му увеличится на 23,8% при полной ликвидации ограничений пропускной и провозной способности.
Объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года составит более 13 трлн рублей (в ценах 2007 года). Для реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» планируется активно использовать механизм государственно-частного партнерства.
В «Стратегии» обозначены объемы инвестиций всех заинтересованных сторон. Так, доля РФ составляет около 2,7 трлн рублей (20%), субъекты РФ - более 600 млрд (5%), частные инвесторы - свыше 10 трлн (75%), в том числе ОАО «РЖД» - 5,5 трлн рублей (40%). Другие частные инвесторы (общего пользования) вложат 1,6 трлн рублей (12%), а частные инвесторы в области промышленного транспорта - 3,1 трлн (23%).
Инвестиции планируется распределить следующим образом: 40% - строительство новых железнодорожных линий, 31% - развитие существующих объектов инфраструктуры и 29% - обновление подвижного состава.
Таким образом, в результате реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» будут созданы условия для обеспечения динамичного развития страны: увеличению ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,3 раза, оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.
Первый - этап модернизации железнодорожного транспорта (2008-2015 годы), в течение которого будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий. В этот период планируется построить свыше 6,4 тыс. километров новых линий, в том числе линии для высокоскоростного пассажирского движения.
Второй - этап динамичного расширения сети железных дорог (2016-2030 гг.). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта. В это время должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие линии общей протяженностью более 15 800 км.
В целом «Стратегия развития железнодорожного транспорта» ориентирована на достижение инновационного сценария развития РФ. Он характеризуется концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологичной продукции.