Сухих грузов переработано 12.376 млн. тонн (-0.7%), наливных – 18.173 млн. (-13.7%). В предыдущем году аналогичная динамика составила -5.5% и +3.2%. Соответственно, распределение сухих и налива в текущем году составило 40.5% против 59.5%, в предыдущем - 37.2% против 62.8%. Изменение соотношения связано с уменьшением переработки нефти (-2.96 млн. тонн) при росте перевалки сухогрузов (прежде всего, металла и контейнеров). В итоге, на фоне сокращения доли навалочных грузов (-32%, до 2.716 млн. тонн) достигнут рост по генгрузам (+14.4%, до 9.66 млн.). Соотношение навалочных и генгрузов достигло 22% к 78%, тогда как в предыдущем году – 33% к 67% соответственно.
По темпам роста превалировали рудные грузы (+85%, до 0.23 млн. тонн), сжиженный газ (+126%, до 0.38 млн.), газойль (+136%, до 0.236 млн.) – менее традиционная для порта номенклатура, активно привлекаемая в порядке компенсации уменьшения. Привлечены дополнительные объемы экспортных зерногрузов (+23%, до 1.46 млн. тонн), лесогрузов (+70.3%, до 68 тыс. тонн), рефгрузов (+7.7%, до 58.7 тыс.). Однако прежде всего следует упомянуть абсолютный рекорд предприятия по переработке контейнеров (TEU0.202 тыс, +83.6% по отношению к предыдущему году). Для сравнения: аналогичная динамика годом ранее составила +39.7%. За последние годы этот показатель составлял не менее +30%, что говорит об устойчивых темпах роста с тенденцией ускорения. Так, на последний квартал отчетного года пришлось свыше 30% годового объема. Итог декабря превысил TEU22 тыс., тогда как месячная переработка в течение последнего квартала не опускалась ниже TEU20 тыс.
Вторым абсолютным рекордом порта стала перевалка черных металлов (7.105 млн. тонн, +9.3% или +0.604 млн. тонн). Внешними причинами роста грузопотока стали благоприятная рыночная конъюнктура на рынке металла и стабилизация цен на фрахт, внутренними - согласованные усилия порта и стивидорных компаний по развитию комплекса услуг, совершенствование технологии перевалки. Примечательно, что опережающими темпами увеличилась транзитная доля металлов (– +70%), составившая более 15% суммарного объема металлогрузов.
В итоге порту практически удалось компенсировать дефицит транзитного зерна (итог года – 160.5 тыс. тонн, -67%) и резкое сокращение объемов сахара-сырца (-68%, до 0.602 млн. тонн). К концу года Порт практически потерял последний грузопоток ввиду ряда не зависящих от предприятия причин. Среди них - введение таможенного сбора для транзитных грузов; отсутствие квот на этот товар (как на Украине, так и в России); высокой импортной пошлины на Украине. Тем не менее, порт рассчитывает на восстановление в текущем году объемов на уровне 2003 г. (порядка 1.8 млн. тонн). Таковы, по информации руководства порта, намерения трейдеров в случае изменения ситуации на Украине.
В структуре наливных грузов превалировали сырая нефть (10.787 млн. тонн, -20%), мазут (5.72 млн., -5%), дизтопливо (0.792 млн., -38%). Резко активизировалась перевалка тропических масел (импорт и транзит) через единственный на Черном море специализированный перевалочный комплекс (+46.2%, до 153 тыс. тонн).
Владимир Каткевич
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.