• Ставка на полувагон
    987
    17.9 %
    руб./сут.
    июль 2021
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2021Г. - 66 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.35 0.18 EUR ЦБ РФ 87.61 0.04
    BTC 29732.98 usd BTC 2216890.99 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2021 17:33:00
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Сокращение числа компаний – получателей лизинговых субсидий ведет к деградации отрасли

В Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) создан комитет по субсидированию. Его руководителем избран Александр Кожевников, вице-президент ОЛА. Он рассказал о наиболее важных задачах регулирования субсидирования лизинговых компаний, которые предстоит решить комитету.
Сокращение числа компаний – получателей лизинговых субсидий ведет к деградации отрасли
– Александр, какие задачи необходимо решить в первую очередь в вопросе субсидирования лизинга?
 – Роль государства в экономике возрастает, все больше собирается налогов и все больше государство перераспределяет средств в виде субсидий в желании простимулировать развитие тех или иных отраслей в рамках нарождающейся промышленной политики и реализации национальных задач. К этому можно относиться по-разному, но игнорировать нельзя. При этом важно наилучшим образом достигать целей, которые ставит государство перед данными программами, обеспечивать комфорт работы и эффективное использование бюджетных средств.
Задачи, которые стоят перед комитетом, я бы разделил на текущие и долгосрочные.

Например, в рамках решения текущих задач, сейчас уже идет активная работа по выработке предложений для Минпромторга России по внесению изменений в постановление 649 на следующий год, которое касается колесной техники. Результаты отбора по этой программе в этом году показали, что к ней допущено немногим более десятка компаний, многие активные и добросовестные участники рынка, к сожалению, пока оказались вне ее работы. С учетом того, что программа действует в ключевом секторе лизинга, это влияет на конкурентную среду на нашем рынке. Есть также предложения по организации процесса отбора. Надо отдать должное Минпромторгу России – они открыты к общению и готовы принимать и рассматривать наши предложения. Также очень важно понимать при разработке предложений, что у Минпромторга России нет задачи допустить максимальное число лизинговых компаний, у них есть задача достичь максимальной поддержки производителя отечественной техники за счет выделенных бюджетных средств. Только учитывая эту цель в предложениях, мы можем одновременно решить нашу задачу – расширение круга участвующих компаний и повышения комфорта работы участников в рамках программы.

 – А какие задачи можно отнести к долгосрочным?
 – Для того чтобы правильно подойти к формулированию и решению долгосрочных задач, сначала надо понимать, какая работа происходит в правительстве, какие стоят потребности – простимулировать спрос на определенную продукцию отечественных машиностроительных заводов или поддержать инвестиции в ту или иную отрасль.

На этом этапе правительство должно выбрать механизм поддержки. Радует, что для этого оно все чаще выбирает лизинг. Но используются и другие механизмы – субсидирование процентной ставки по кредитам, скидки поставщика и др. Там, где задействована техника или оборудование, у лизинга, на мой взгляд, есть неоспоримые преимущества перед другими механизмами, и задача комитета – заниматься вопросами его продвижения, разъяснительно-популяризаторской работой среди участвующих в программах ФОИВ.
Следующий этап – разработка правил, по которым будет работать программа, здесь я бы возможные варианты разделил на три группы.

Первый вариант – это создание правил субсидирования, в которых нет дискриминирующего доступа, то есть получить поддержку может любая компания, которая попадает под определенные критерии, которые могут быть достаточно строгими в силу специфики данного направления, данного сектора оборудования.

В этой связи я не могу не вспомнить ранее действовавший формат постановления 451 по субсидированию колесной техники, который был в определенном смысле революционным, который заставил поверить, что государство может создать очень хороший, эффективный механизм. Все работало, все было просто и обеспечивало максимальную конкуренцию. Потребитель голосовал не только за технику, но и за выбор лизинговой компании. Он выбирал между техникой, между лизинговыми компаниями и диктовал условия.

К этой же категории относятся и другие, может быть, не столь комфортные, но также широкие программы. Ими пользуются, они работают. Это, к примеру, программы МСП Банка, Фонда ФРП, региональных субсидий.

Второе вариант – монопольные субсидии, когда они выделяются отдельному представителю лизинговой отрасли – государственной компании. В данном случае можно привести пример постановления 1135 по сельхозтехнике, где «Росагролизинг» назначен оператором по этой субсидии. Есть также субсидии по городскому транспорту, где оператором является ГТЛК.

Еще один вариант практически ничем не отличается от предыдущего, но форма другая. Это вклад в основной капитал либо создание новых лизинговых компаний под специальные задачи, которые государство для себя определило по развитию тех или иных направлений экономики.

На сегодняшний день субсидии широкого доступа значительно меньше по объемам финансирования, чем остальные два формата реализации программ субсидирования через лизинг.
С учетом вышесказанного я бы определил две важнейшие долгосрочные задачи комитета ОЛА по субсидированию. Во-первых, просветительская работа с правительством по формированию позитивного имиджа лизингового механизма в реализации программ поддержки в тех случаях, где может участвовать техника и оборудование с целью повышения доли лизинга в этих сегментах. А во-вторых, последовательная работа по аргументации и доказательству что отрасль стала зрелой и успешной, чтобы обеспечить квалифицированное и компетентное сопровождение государственных программ субсидирования широким кругом участников, даже в сегментах, требующих специализации на специфичных предметах лизинга (например самолеты и суда). А также что широкий доступ участников к программе повышает эффективность использования бюджетных средств.

Особенно выделю актуальность второй задачи, поскольку сейчас наметился тренд снижения конкурентности при реализации госпрограмм. Необходимо конструктивное противодействие данному тренду в сторону повышения количества участников и развития рыночных механизмов. Обратный же путь, когда количество участников, которые имеют доступ к субсидиям, сокращается, приводит отрасль к деградации. Рано или поздно это обернется против всех, в том числе и тех, кто сейчас попадает в отбор.

Хочу отметить, что крупные компании имеют на сегодняшний день возможности каким-то образом выработать позицию, отстоять ее перед ФОИВ. Большинство же средних и некрупных компаний в этом процессе не участвуют. В комитете мы рассчитываем подключить к работе интеллектуальные ресурсы как можно большего числа участников ОЛА.

 – Правильно ли, что речь идет не только о тех субсидиях, которые в настоящее время работают, но и о тех , которые в настоящее время находятся в проработке разной степени в различных ФОИВ?
 – Да, это верно. Насколько я знаю, сейчас в Минсельхозе обсуждается субсидия, которая может стать субсидией широкого доступа для большого круга лизинговых компаний. Нужно формировать среду в правительстве по вопросам субсидирования, учитывая опыт успешных примеров программ Минпромторга России и др., чтобы другие министерства и ФОИВ могли брать уже готовые рецепты и транслировать их на свою деятельность, на свои отрасли. Это было бы полезным для Министерства транспорта, для Министерства цифрового развития, которое запланировало расширение программы «Льготный лизинг IT».

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions