– Какие есть подводные камни в создании систем, обеспечивающих взаимодействие с налоговыми органами?
– Первое, что сейчас ограничивает качественное взаимодействие бизнеса и регулятора, – это отсутствие стандартизированного подхода к витрине данных. В регламенте информационного взаимодействия между регулятором и налогоплательщиком определяются требования, но сегодня компании имеют возможность договориться об удобном для них подходе к созданию такой витрины. С технологической точки зрения кто-то использует хранилища данных, кто-то создает продвинутые системы с анализом данных «на лету». И в итоге отличается и визуальное отображение этих данных – то, как они выглядят, и уровни детализации (уровни вложенности).
Вторая сложность, с которой можно столкнуться, – отсутствие у компаний должного уровня зрелости и автоматизации процессов. В системе внутреннего налогового контроля (требования к СВК определены ФНС) есть уровни зрелости. Они в основном связаны с регламентированием контроля внутри компании, автоматизацией различных бизнес-процессов. Но и сама автоматизация выполнения контроля в компаниях может быть разной: кто-то уже использует машинное обучение, а для кого-то автоматизация – это использование, например, Excel/XML.
Ну и третий подводный камень – это отсутствие единых требований к сертификации систем налогового мониторинга. Этот вопрос сегодня на повестке, но конкретных решений пока нет. И у компаний, которые уже инвестировали в проект, есть опасения потерять инвестиции, в случае если появится ограниченный набор сертифицированных решений, под который их система не подходит.
– Какие изменения в информационной и финансовой структуре транспортных компаний можно наблюдать после введения системы налогового мониторинга?
– По мнению ФНС, налоговый мониторинг уменьшит трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля более чем на 30%.
«Аэрофлот» первым в российской транспортной отрасли стал участником налогового мониторинга. На базе решений SAP в компании была создана гибкая система, с помощью которой ФНС России получила онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности, а также соответствующим данным системы внутреннего контроля авиакомпании. В результате за I полугодие 2018 года «Аэрофлот» на 7% сократил затраты на налоговое администрирование, а количество представленных бумажных документов уменьшилось более чем в 5 раз. Перед проектом стояли стратегические задачи – уменьшить объем и сроки налоговых проверок, сократить расходы на налоговое администрирование на 15% за 3 года, а также снизить налоговые риски.
Мы также ведем проект для аэропорта Шереметьево, который должен перейти к комплексной системе налогового мониторинга к 2020 году. Основная цель внедрения системы – повышение прозрачности, автоматизация учетных программ и системы налогового мониторинга, а также снижение объема запрашиваемых документов по запросу налоговых органов и развитие систем внутреннего контроля Шереметьево. Кроме этого, важной особенностью проекта является расчет налоговой льготы на имущество по объектам концессии, которые даны в безвозмездное пользование государством аэропорту.
– Какие перспективы, по Вашему мнению, у системы налогового мониторинга в России?
– Принципы риск-ориентированности и co-operative compliance, лежащие в основе инициативы регулятора по налоговому мониторингу, стимулируют налогоплательщиков к управлению рисками, наведению порядка в данных и в системе внутреннего контроля. Помимо этого, эти принципы открывают широкие возможности для формирования нового уровня взаимного доверия между налогоплательщиком и регулятором, а также могут способствовать существенному снижению сроков и трудозатрат на проверку и подготовку налоговой отчетности.
– Что останавливает компании от присоединения к системе?
– Во-первых, нечеткое видение выгод. Компании не понимают, какую пользу они получат от создания такой системы внутри. Во-вторых, компания может понимать, что она не соответствует текущим требованиям присоединения к налоговому мониторингу. И третье, на наш взгляд, это вопрос инвестиций. Компании не планируют те или иные затраты и понимают, что пока не время присоединяться к системе.
– Какие действия, на ваш взгляд, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса необходимы для дальнейшего эффективного развития системы?
– Со стороны государства, на наш взгляд, необходимо, с одной стороны, формализовать, а с другой стороны, упростить текущие требования к вступлению в налоговый мониторинг. Также необходимо разработать стимулы, которые получит бизнес от присоединения к системе.
На наш взгляд, приоритизация усилий регулятора должна быть направлена на формирование единого стандарта. Несмотря на то, что уровень зрелости системы внутренних контролей в компаниях, по нашему опыту, очень разный, активное обсуждение этой темы на уровне регулятора простимулирует бизнес на горизонте 2–3 лет хотя бы фокусно, но начать прорабатывать эту задачу и прийти к общему пониманию процессов, целей и выгод.
Бизнесу, в свою очередь, необходимо наращивать зрелость, повышать автоматизацию и прозрачность внутри компании, уровень доверия к данным. И в этом случае если ФНС будет упрощать требования, то взаимодействие бизнеса и регулятора будет простым и незатратным.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.