– Правила отнесения объектов к той или иной категории установлены в постановлении правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». И здесь дебаты бесполезны.
Наибольшие разногласия вызывает перечень объектов, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60% (приказ Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154). Это предприятия, которые с 01.01.2019 г. по 01.01.2022 г. обязаны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).
Включение юридических лиц в перечень носит бессистемный непрозрачный характер, критерии отбора не соответствуют тем, которые установлены постановлением правительства РФ № 1029. А уровень загрязнения в 60% от чего? Всех валовых выбросов/сбросов по России? По субъекту РФ? За какой период – год или месяц? Неопределенность допускает большую вероятность субъективизма при принятии решения.
Для каждого объекта, включаемого в перечень, должны быть указаны значения его валовых объемов воздействия за определенный период, свидетельствующие о его конкретном вкладе в 60%-ный уровень влияния на атмосферный воздух, водные объекты, почву. При этом требуется также учитывать вклад объектов не только федерального уровня, как предлагается разработчиками проекта приказа, но и регионального, поскольку правоустанавливающая норма п. 6 ст. 11 № 219-ФЗ не делает никаких исключений.
Бизнес считает, что отбор объектов следует проводить на основании сведений, содержащихся в открытых источниках, для возможности проверки обоснованности включения или невключения в перечень того или иного объекта. Помимо этого, критерии отбора должны учитывать соотношение сбросов и выбросов загрязняющих веществ и твердых отходов. Критерии отбора должны определяться и публиковаться в установленном порядке.
Однако в приказе Минприроды России вообще не упоминается количество образующихся на объектах загрязняющих веществ, их вклад в суммарное воздействие, а единственным отраженным показателем является отнесение объекта к тому или иному виду деятельности в рамках I категории.
В пояснительной записке к приказу говорится, что перечень сформирован на основании ежегодно представляемых природопользователями в Росприроднадзор отчетов о фактических объемах выбросов и сбросов. Вместе с тем доступ к подобной информации на сайте Росприроднадзора для проверки обоснованности составления перечня технически невозможен.
Кроме того, перечень не содержит никакой информации о предприятии, даже его названия, кроме кодов объектов и кратких наименований объектов. (Например, п. 1 «Производство тепловой и электрической энергии». А кто конкретно должен подавать заявку на КЭР?)
Отмечается присутствие в нем объектов, производящих меньшее количество загрязнений, нежели аналогичные объекты из тех же регионов, но не включенные в перечень, присутствие объектов с объемом выбросов и сбросов менее 0,1% от суммарного объема воздействия в РФ. И наоборот, в перечне отсутствует ряд объектов, производящих гораздо большее количество загрязняющих веществ, чем некоторые включенные в него.
Проект приказа Минприроды России не проходил процедуры оценки регулирующего воздействия – несмотря на то, что он подпадает под необходимость проведения такой процедуры. Таким образом, при его подготовке не были соблюдены обязательные процедуры.
– Есть ли недоработки в проекте комплексных экологических разрешений Минприроды России, на которые стоит обратить внимание? Какие изменения, возможно, стоит внести в алгоритм отбора?
– Согласно п. 10 ст. 31.1 федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (закон о наилучших доступных технологиях – НДТ) комплексное экологическое разрешение должно содержать: технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов и/или сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах и/или сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.
Первый пункт КЭР – технологические нормативы. Принято считать, что они составляют суть информационно-технических справочников наилучших доступных технологий (ИТС НДТ), которые жестко регламентируют показатели удельных выбросов/сбросов образования отходов и энергопотребления.
В каждом справочнике есть обязательные приложения. Одно из них – перечень НДТ (приложение I), а другое – перечень технологических показателей, соответствующих НДТ (приложение 2). Предприятие самостоятельно устанавливает технологические нормативы в соответствии со справочником и включает их в состав заявки на КЭР.
При подаче заявки сначала необходимо подтвердить, что технологические показатели соответствуют значениям, указанным в приложении I (перечень НДТ) информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, и затем доказать, что производство соответствует требованиям, указанным в приложении II, а именно – на предприятии есть система экологического и, возможно, энергетического менеджмента.
Там, где таких систем нет, их надо будет создавать, поддерживать и развивать с помощью специализированных организаций, провести сертификацию производства. Какие здесь ждут сюрпризы, пока неизвестно, но траты предстоят значительные.
Беседовал Шант Даниелян
Читайте полный текст интервью в № 18 журнала РЖД-Партнер.