+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2021 15:49:17
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Бизнес не заинтересован в разработках залежей российского металлолома

Более 20% лома превращается в труху и не переплавляется в сталь, утверждает Антон Шулев, руководитель департамента по транспорту Ассоциации переработчиков лома «Объединение сибирских и дальневосточных ломозаготовителей». Основные причины – короткий сезон сбора металлолома и высокая стоимость его транспортировки. И главное – данный сегмент экономики слишком чувствителен к внешним факторам.
Бизнес не заинтересован в разработках залежей российского металлолома
–  Антон, правда ли, главы ряда соседних государств ставят препоны и всячески мешают поставкам лома? 

– Да, значительное влияние на поступление металлолома оказала протекционистская политика географического соседа и соседа за столом Евразийского экономического сообщества – Казахстана. Он последовательно вводит заградительные меры через национального железнодорожного перевозчика АО «КТЖ». Сначала – фактический запрет на вывоз лома черных металлов железнодорожным транспортом (помимо ранее действовавшего запрета на авто) через ограничение приема данного груза к перевозке в адрес российских потребителей. Затем – запрет на порожний подсыл парка российских собственников внутри Казахстана, не позволяющий вывозить в полном объеме то количество лома черных металлов, которое формально согласовывалось в квотах на экспорт.

– Правильно ли я понимаю, что на экспорт российского лома введены ограничения?

– Нет. Экспорт, то есть вывоз металлолома из России, не был обременен. Даже увеличение пошлины в начале 2021 года не смогло остановить вывоз за рубеж стратегического сырья. При этом мы видим признаки сокращения общедоступных объемов лома: лом не просто собирают – заготовители сейчас осуществляют глубокую переработку вторсырья.

– Каков запас металлолома в России?

– В оборот возвращается лишь 80% лома черных металлов. Подчеркну, в развитых странах этот показатель доходит до 97%. Это значит, вместо металлолома на российские металлургические предприятия завозят руду и уголь, оставляющие значительно больший углеродный след. Больше всего – почти все эти 20% несобранного лома – залегают на Русском Севере. Он буквально завален старой техникой и оборудованием. Но эти стратегические запасы не вывозят из-за высокой стоимости транспортировки, кроме того, сбор металлолома в труднодоступных районах в короткий условно летний сезон превращает его в продукт крайне высокой стоимости.

Во-первых, для его сбора необходима техника и топливо, это все в условиях Севера крайне дорого. Во-вторых, разделка не менее дорогим газом в подходящий для транспортировки габарит. В-третьих, металлолом везут в речной или морской порт, грузят на баржу, везут по воде до порта перевалки, далее – до площадки, производящей отгрузку, железнодорожным транспортом и только после этого он выходит на позицию, исходную для несеверного лома.

Тут и без калькулятора становится понятно, что даже бесплатно полученный северный лом в момент попадания в ковш металлургического предприятия становится буквально золотым.

– Существуют ли госпрограммы, которые могут способствовать вывозу металлолома?

– Русский Север очистить от металлолома и пополнить ломофонд возможно по нацпроекту «Экология». При этом, как и в любом другом направлении работы с дотациями, сложностью становится контроль расходования выделенных государством средств. В данном случае вряд ли будет возможным четко отслеживать затраты на работу по транспортировке и разделке лома черных металлов в труднодоступных районах.

– Какой транспорт, на Ваш взгляд, необходимо задействовать, чтобы металлолом не превращался в золото?

– На железнодорожном транспорте существует понятная и прозрачная система тарификации и фиксации факта осуществления перевозок. И именно эта система может стать инструментом контроля целевого расходования выделенных средств. А наличие возможности компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД» из бюджета в соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» максимально упрощает увязку источника финансирования (нацпроект) и средства реализации (обнуление железнодорожного тарифа).

Станции, которые могут служить пунктом перевалки северного лома, понятны, таким образом, установление нулевого тарифа на перевозки лома с данных станций простимулирует перевалку на них лома из труднодоступных регионов и запустит процесс очистки Севера нашей страны. Близко расположенные заводы-потребители снижают стоимость дотируемого тарифа, а равно и расход бюджета на реализацию инициативы по рекультивации земель труднодоступных регионов.

Кроме того, некоей компенсацией расходов может стать положительная индексация перевозок лома в порты в рамках тарифного коридора, что будет стимулировать оставлять сырье с низким углеродным следом в пределах России и вносить вклад в ответственное отношение к окружающей среде не заграничными заводами за наш счет, а руками наших металлургов.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions