+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2021 15:49:17
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Бизнес не заинтересован в разработках залежей российского металлолома

Более 20% лома превращается в труху и не переплавляется в сталь, утверждает Антон Шулев, руководитель департамента по транспорту Ассоциации переработчиков лома «Объединение сибирских и дальневосточных ломозаготовителей». Основные причины – короткий сезон сбора металлолома и высокая стоимость его транспортировки. И главное – данный сегмент экономики слишком чувствителен к внешним факторам.
Бизнес не заинтересован в разработках залежей российского металлолома
–  Антон, правда ли, главы ряда соседних государств ставят препоны и всячески мешают поставкам лома? 

– Да, значительное влияние на поступление металлолома оказала протекционистская политика географического соседа и соседа за столом Евразийского экономического сообщества – Казахстана. Он последовательно вводит заградительные меры через национального железнодорожного перевозчика АО «КТЖ». Сначала – фактический запрет на вывоз лома черных металлов железнодорожным транспортом (помимо ранее действовавшего запрета на авто) через ограничение приема данного груза к перевозке в адрес российских потребителей. Затем – запрет на порожний подсыл парка российских собственников внутри Казахстана, не позволяющий вывозить в полном объеме то количество лома черных металлов, которое формально согласовывалось в квотах на экспорт.

– Правильно ли я понимаю, что на экспорт российского лома введены ограничения?

– Нет. Экспорт, то есть вывоз металлолома из России, не был обременен. Даже увеличение пошлины в начале 2021 года не смогло остановить вывоз за рубеж стратегического сырья. При этом мы видим признаки сокращения общедоступных объемов лома: лом не просто собирают – заготовители сейчас осуществляют глубокую переработку вторсырья.

– Каков запас металлолома в России?

– В оборот возвращается лишь 80% лома черных металлов. Подчеркну, в развитых странах этот показатель доходит до 97%. Это значит, вместо металлолома на российские металлургические предприятия завозят руду и уголь, оставляющие значительно больший углеродный след. Больше всего – почти все эти 20% несобранного лома – залегают на Русском Севере. Он буквально завален старой техникой и оборудованием. Но эти стратегические запасы не вывозят из-за высокой стоимости транспортировки, кроме того, сбор металлолома в труднодоступных районах в короткий условно летний сезон превращает его в продукт крайне высокой стоимости.

Во-первых, для его сбора необходима техника и топливо, это все в условиях Севера крайне дорого. Во-вторых, разделка не менее дорогим газом в подходящий для транспортировки габарит. В-третьих, металлолом везут в речной или морской порт, грузят на баржу, везут по воде до порта перевалки, далее – до площадки, производящей отгрузку, железнодорожным транспортом и только после этого он выходит на позицию, исходную для несеверного лома.

Тут и без калькулятора становится понятно, что даже бесплатно полученный северный лом в момент попадания в ковш металлургического предприятия становится буквально золотым.

– Существуют ли госпрограммы, которые могут способствовать вывозу металлолома?

– Русский Север очистить от металлолома и пополнить ломофонд возможно по нацпроекту «Экология». При этом, как и в любом другом направлении работы с дотациями, сложностью становится контроль расходования выделенных государством средств. В данном случае вряд ли будет возможным четко отслеживать затраты на работу по транспортировке и разделке лома черных металлов в труднодоступных районах.

– Какой транспорт, на Ваш взгляд, необходимо задействовать, чтобы металлолом не превращался в золото?

– На железнодорожном транспорте существует понятная и прозрачная система тарификации и фиксации факта осуществления перевозок. И именно эта система может стать инструментом контроля целевого расходования выделенных средств. А наличие возможности компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД» из бюджета в соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» максимально упрощает увязку источника финансирования (нацпроект) и средства реализации (обнуление железнодорожного тарифа).

Станции, которые могут служить пунктом перевалки северного лома, понятны, таким образом, установление нулевого тарифа на перевозки лома с данных станций простимулирует перевалку на них лома из труднодоступных регионов и запустит процесс очистки Севера нашей страны. Близко расположенные заводы-потребители снижают стоимость дотируемого тарифа, а равно и расход бюджета на реализацию инициативы по рекультивации земель труднодоступных регионов.

Кроме того, некоей компенсацией расходов может стать положительная индексация перевозок лома в порты в рамках тарифного коридора, что будет стимулировать оставлять сырье с низким углеродным следом в пределах России и вносить вклад в ответственное отношение к окружающей среде не заграничными заводами за наш счет, а руками наших металлургов.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions